Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 августа 2009 г. N Ф09-5990/09-С2
Дело N А76-2456/2009-43-34
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Юртаевой Т.В., судей Артемьевой Н.А., Меньшиковой Н.Л.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.04.2009 по делу N А76-2456/2009-43-34 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Зимецкий В.А. (доверенность от 12.01.2009).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Челябинская индустриальная лизинговая компания" (далее - общество, налогоплательщик) в судебное заседание не явились.
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с налогового органа за счет средств федерального бюджета процентов в сумме 160521 руб. 85 коп. за нарушение срока возврата обществу налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2006 г.
Решением суда от 10.04.2009 (судья Грошенко Е.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд указал на нарушение инспекцией срока возврата налога, при этом пени следует начислить за период с 13.05.2007 по 16.01.2008.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 (судьи Чередникова М.В., Иванова Н.А., Толкунова В.М.) решение суда изменено, заявленные требования удовлетворены в части взыскания процентов за период с 18.05.2007 по 16.01.2008. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогового органа, им не нарушен срок возврата налога, так как его исчисление следует производить после вступления в силу решения суда о признании решения инспекции об отказе в возмещении НДС недействительным, поскольку в ходе камеральной налоговой проверки обнаружены нарушения налогоплательщиком налогового законодательства. Кроме того, исчисление сроков на основании положений п. 10 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации не правомерно в рассматриваемой ситуации, поскольку они распространяются на отношения, связанные с принятием налоговым органом решения о возмещении налога, которое фактически не исполнено. Инспекция считает, что в данном случае следует руководствоваться п. 6 ст. 78 Кодекса о возврате сумм излишне уплаченного налога.
Проверив законность судебных актов по доводам жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
В соответствии с положениями ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 ст. 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса. Согласно п. 2 ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, период просрочки возврата налога на добавленную стоимость начинается с 12-го дня после истечения трехмесячного срока, установленного ст. 88 Кодекса для проведения камеральной налоговой проверки.
Признание решения налогового органа об отказе в возмещении налога арбитражным судом недействительным свидетельствует о нарушении инспекцией срока возврата налога, в связи с чем у налогоплательщика возникает право на получение соответствующих процентов в указанном выше порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2006 г., в ходе которой (11.05.2007) налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате налога в сумме 6490000 руб. По результатам данной проверки налоговым органом принято решение от 25.06.2007 N 698-78/15 об отказе в возмещении НДС в сумме 2512317 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.09.2007 по делу N 76-14018/2007 указанное решение инспекции признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 2341011 руб. 43 коп.
Налогоплательщиком 20.12.2007 в налоговый орган повторно подано заявление о возврате налога в названной сумме.
Инспекцией 09.01.2008 принято решение N 4 о возврате обществу указанной суммы налога.
Фактически спорная сумма возвращена налогоплательщику 16.01.2008.
При таких обстоятельствах, определение судом апелляционной инстанции периода, за который налогоплательщику подлежат уплате проценты, с 18.05.2007 по 16.01.2008 является правильным.
Доводы налогового органа о том, что положения ст. 176 Кодекса не применимы к рассматриваемым отношениям, основаны на неверном толковании данной нормы права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.04.2009 по делу N А76-2456/2009-43-34 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
...
При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, период просрочки возврата налога на добавленную стоимость начинается с 12-го дня после истечения трехмесячного срока, установленного ст. 88 Кодекса для проведения камеральной налоговой проверки.
...
Доводы налогового органа о том, что положения ст. 176 Кодекса не применимы к рассматриваемым отношениям, основаны на неверном толковании данной нормы права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2009 г. N Ф09-5990/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника