Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 августа 2009 г. N Ф09-6188/09-С6
Дело N А07-167/2009-К-КРК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2010 г. N Ф09-6188/09-С6 по делу N А07-167/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2009 по делу N А07-167/2009-К-КРК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление антимонопольной службы) о признании незаконным решения от 27.10.2008 N 8/5716 и предписания от 27.10.2008 N 278-А-151/15-08.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2009 (судья Кутлин Р.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 (судья Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит отменить обжалуемые судебные акты, заявленные т требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение положений Федерального закона "О защите конкуренции", неполное выяснение судами обстоятельств дела. Заявитель полагает, что в случае принятия решения о предоставлении права аренду на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов нормы указанного Закона применению не подлежат. Администрация указывает на то, что земельные участки, предоставленные обществам с ограниченной ответственностью "Промышленно-коммерческая фирма "Жилстройкомплектснаб" (далее - общество "ПКФ "Жилстройкомплектснаб"), "ПКС-Инвест" (далее - общество "ПКС-Инвест"), муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищного хозяйства городского округа "Город Уфа" (далее - управление жилищного хозяйства), открытому акционерному обществу "Крупнопанельное домостроение" (далее - общество "ПКД") в 2008 году, были предоставлены тем же лицам ранее в 2005, 2007 годах. Как утверждает заявитель, указанными лицами осуществлены инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, обеспечена государственная экспертиза, получены разрешения на строительство, частично возведены объекты жилищного строительства.
В отзыве на кассационную жалобу управление антимонопольной службы возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, постановлениями администрации от 14.05.2008 N 2829, от 15.05.2008 N 2878, от 04.06.2008 N 3221, от 27.06.2008 N 3809, от 27.06.2008 N 3804, от 27.06.2008 N 3803 обществу "ПКФ "Жилстройкомплектснаб", управлению жилищного хозяйства, муниципальному унитарному предприятию "Инвестиционно-строительный комитет городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан", обществу с ограниченной ответственностью "СтройИнвест", обществу "ПКС-Инвест", обществу "КПД" предоставлены земельные участки для жилищного строительства, расположенные по адресам: г. Уфа, калининский р-н, бульвар Баландина; г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Гафури; г. Уфа, Кировский р-н, микрор-н "Южный"; г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Госпитальная-Чернышевского-Гафури; г. Уфа, Демский р-н, микрор-н "Дема-6"; г. Уфа, Калининский р-н, микрор-н "Калининский - 2", ул. Орджоникидзе соответственно (т. 1, л.д. 77-80, 93-97, 106-108, 121-123, 145, 146, 150, 151).
Решением Комиссии управления антимонопольной службы от 27.10.2008 действия администрации, выразившиеся в предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения аукциона, признаны нарушающими положения ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" (т. 1, л.д. 10-18).
На основании данного решения администрации выдано предписание от 27.10.2008 N 278-А-151/15-08 не допускать при последующем предоставлении земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, действий, являющихся нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем проведения аукционов по продаже земельных участков для жилищного строительства или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, определенных ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок его исполнения установлен до 25.12.2008 (т. 1, л.д. 19-20).
Администрация, полагая, что названные решение и предписание вынесены с нарушением действующего законодательства, обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, руководствуясь ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 16, 18 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 15 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришли к выводам о том, что, поскольку названные постановления вынесены администрацией в 2008 году, предоставление земельных участков для жилищного строительства без проведения аукциона не соответствует порядку, предусмотренному Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действиями администрации по предоставлению указанных земельных участков без проведения аукциона, исключена возможность участия заинтересованных лиц в приобретении прав на спорный земельные участки, то есть ограничена конкуренция в области обращения земельных участков, чем нарушено антимонопольное законодательство.
В связи с изложенным судами отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании следующего.
С 01.10.2005 вступила в силу ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ, согласно которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Вместе с тем согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Судами при рассмотрении спора не дана оценка доводам администрации о том, что постановления 2008 года о предоставлении земельный участков для жилищного строительства вынесены в отношении лиц, которым ранее предоставлены указанные земельные участки для строительства на основании соответствующих ненормативных правовых актов и договоров аренды земельных участков, в связи с чем судами не установлено, соблюден ли порядок предоставления данных земельных участков администрацией (ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации либо п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Вместе с тем, в материалах дела имеются постановления администрации от 14.05.2005, 11.04.2006, 28.02.2007, 28.02.2007, 28.02.2007 о предоставлении земельных участков для жилищного строительства обществу "ПКФ "Жилстройкомплектснаб", муниципальному унитарному предприятию "Инвестиционно-строительный комитет городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан", обществу "ПКС-Инвест", обществу "КПД", управлению жилищного хозяйства, расположенных по адресам: г. Уфа, Калининский р-н, бульвар Баландина; г. Уфа, Кировский р-н, микрор-н "Южный"; г. Уфа, Демский р-н, микрор-н "Дема-6"; г. Уфа, Калининский р-н, микрор-н "Калининский-2", ул. Орджоникидзе; г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Токарная-Гафури соответственно (т. 1, л.д. 69, 70, 73, 74, 109, 110, 124-126, 161, 162), в некоторых из них имеются ссылки на более ранние постановления администрации, а также заключенные на основании данных постановлений договоры аренды указанных земельных участков от 09.06.2005 с обществом "ПКФ "Жилстройкомплектснаб", от 19.04.2006 с муниципальным унитарным предприятием "Инвестиционно-строительный комитет городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан", от 28.02.2007 с обществом "ПКС-Инвест", от 23.08.2007 с обществом "КПД", от 28.02.2007 с управлением жилищного хозяйства (т. 1, л.д. 81-84, 101, 102, 116, 117, 133, 134; т. 2, л.д. 182, 183).
Кроме того, судами не дана оценка содержанию постановлений администрации 2008 года, согласно которым Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации предписано расторгнуть в установленном законом порядке ранее заключенные договоры аренды земельных участков (постановления администрации от 14.05.2008, 04.06.2008, 27.06.2008, 01.11.2008), признаны утратившими силу ранее вынесенные постановления администрации о предоставлении указанным лицам земельных участков (постановление администрации от 04.06.2008), утверждены проекты границ по перераспределению земельных участков и утверждены проекты границ земельных участков, образованных в результате указанного перераспределения (постановления администрации от 04.06.2008, от 27.06.2008). Таким образом, судами не исследована идентичность земельных участков, ранее предоставленных указанным лицам, и земельных участков, предоставленных тем же лицам на основании постановлений администрации 2008 года.
Также судами не оценен довод администрации и данные, содержащиеся в решении управления антимонопольной службы о том, что указанными лицами на предоставленных им в 2005-2007 годах земельных участках начато строительство многоквартирных жилых домов. В случае подтверждения данного факта суду необходимо предложить управлению антимонопольной службы обосновать возможность выставления на аукцион права аренды земельных участков с находящимися на них объектами, являющимися или не являющимися предметом договоров строительного подряда.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, рассмотреть спор в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом заявленных сторонами доводов, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле общества "КПД", общества "ПКС-Инвест", общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест", муниципального унитарного предприятия "Инвестиционно-строительный комитет городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан", управления жилищного хозяйства, общества "ПКФ "Жилстройкомплектснаб" с целью выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2009 по делу N А07-167/2009-К-КРК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Судами при рассмотрении спора не дана оценка доводам администрации о том, что постановления 2008 года о предоставлении земельный участков для жилищного строительства вынесены в отношении лиц, которым ранее предоставлены указанные земельные участки для строительства на основании соответствующих ненормативных правовых актов и договоров аренды земельных участков, в связи с чем судами не установлено, соблюден ли порядок предоставления данных земельных участков администрацией (ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации либо п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2009 г. N Ф09-6188/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника