Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 августа 2009 г. N Ф09-6186/09-С3
Дело N А07-6784/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дубровского В.И., судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2009 по делу N А07-6784/2009.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Хусниярова Г.С. (доверенность от 18.08.2009 N 14-02/02031);
открытого акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество, налогоплательщик) - Юферова С.М. (доверенность от 17.04.2009 N 54), Танцикужина А.Ф. (доверенность от 13.01.2009 N 11), Ахметшин А.А. (доверенность от 11.01.2009 N 02);
третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - управление) - Хусниярова Г.С. (доверенность от 11.01.2009 N 14391.2009).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.08.2008 N 1284 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.05.2009 (резолютивная часть от 14.05.2009; судья Валеев К.В.) заявленные требования удовлетворены; оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, отсутствие у налогоплательщика на дату, установленную п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), информации о кадастровой стоимости земельных участков с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации о платном использовании земель и положений ст. 388 Кодекса, предусматривающих признание плательщиками налога организаций, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, не освобождает общество от обязанности исчислить и уплатить в бюджет причитающиеся суммы налога. Кроме того, инспекция указывает, что источником информации о кадастровой стоимости земли является не только официальный источник средств массовой информации, но и данные выписок государственного земельного кадастра, доведенная до сведения общества территориальным отделом N 21 Управления Роснедвижимости письмами от 08.10.2007 N 798/1221, от 31.10.2007 N 842/1221 и от 14.03.2008 N 148/1221.
В представленном отзыве общество против доводов, изложенных в кассационной жалобе возражает, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации по земельному налогу за 2007 год составлен акт от 14.05.2008 N 2379 и вынесено решение от 26.08.2008 N 1284 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу доначислен и предложен к уплате земельный налог за 2007 год в общей сумме 561867 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы инспекции о занижении обществом налоговой базы по земельному налогу за 2007 год по 34 земельным участкам, из которых на 13 земельных участков (кадастровые номера 02:67:010101:0057, 02:48:000000:0012, 02:48:000000:0013, 02:48:000000:0135, 02:48:000000:0136, 02:48:000000:0137, 02:48:000000:0015, 02:48:000000:0011, 02:48:090402:0003, 02:48:190301:0013, 02:48:190301:0008, 02:48:180102:0075, 02:48:180102:0074) налоговая декларация представлена по нулевой ставке.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган. Решением управления от 28.01.2009 N 84/16 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что информация о результатах кадастровой оценки земли по спорным земельным участкам в установленном п. 14 ст. 396 Кодекса порядке до сведения налогоплательщика не доводилась, а также из того, что по данным земельным участкам в 2007 году не был установлен один из обязательных элементов налогообложения, а именно налоговая база.
Данный вывод суда является неправильным, однако он не привел к принятию неправильного решения.
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.
Статья 390 Кодекса устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 и 3 ст. 391 Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество не исчислило и не уплатило налог в связи с отсутствием сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков на 01.01.2007.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция обязана доказать, что ею правильно определена налоговая база при вынесении по результатам налоговой проверки оспариваемого решения.
В п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 13 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Таким образом, сумма земельного налога на основании нормативной цены земельного участка налоговым органом не определена, следовательно, налог исчислен инспекцией не в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2009 по делу N А07-6784/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
...
В п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 13 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2009 г. N Ф09-6186/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника