Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 сентября 2009 г. N Ф09-6699/09-С6
Дело N А71-10553/2008Г10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Артемьевой Н.А., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике (далее - Росимущество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.03.2009 по делу N А71-10553/2008Г10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Росимущество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению имущественных отношений администрации г. Ижевска (далее - Управление) о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности на занимаемое муниципальным учреждением здравоохранения Медико-санитарная часть N 5 Управления здравоохранения администрации г. Ижевска (далее - поликлиника) нежилого 5-этажного здания, общей площадью 5964,40 кв.м, инвентарный N 32625, литера А, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Сабурова, д. 37 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, Государственное унитарное предприятие "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества", поликлиника, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Минимущество Удмуртской Республики).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.03.2009 (судья Абуязидова Г.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 (судьи Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Росимущество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), а также п. 2 приложения N 3 к указанному постановлению, положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление от 07.03.1995 N 235). Заявитель считает, что решение о передаче спорного объекта из федеральной собственности в муниципальную могло быть принято только Минимуществом Российской Федерации, в связи с чем распоряжение Минимущества Удмуртской Республики от 24.11.2003 N 782-р не является основанием прекращения права федеральной собственности и не могло повлечь возникновение права муниципальной собственности на спорное имущество. Кроме того, заявитель указывает на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о том, что названное распоряжение Минимущества Удмуртской Республики направлено на исполнение ранее принятого решения и не является решением о передаче спорного объекта в муниципальную собственность.
В отзывах на кассационную жалобу Минимущество Удмуртской Республики и Управление считают судебные акты законными и не подлежащими отмене.
Как установлено судами, 05.01.1979 решением N 2 Исполнительного комитета Ижевского городского совета народных депутатов утвержден акт государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию поликлиники на 800 посещений во 2-м микрорайоне Восточного жилого района.
Поликлиника с момента ввода в эксплуатацию использовалась по прямому назначению и находилась на балансе Специализированного государственного предприятия "Удмуртнефть" (далее - предприятие "Удмуртнефть").
Решением Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом на базе Специализированного государственного предприятия "Удмуртнефть" (далее - предприятие "Удмуртнефть") от 11.05.1994 N 296-П учреждено акционерное общество открытого типа "Удмуртнефть" (далее - общество "Удмуртнефть") Минтопэнерго Российской Федерации с уставным капиталом 3562066 тыс. руб., утверждены план приватизации, акт оценки стоимости имущества предприятия "Удмуртнефть" и Устав общества "Удмуртнефть" (т. 2, л.д. 61).
Из плана приватизации предприятия "Удмуртнефть" следует, что поликлиника не подлежала приватизации (п. 3.1 укрупненного перечня и стоимости объектов, не подлежащих приватизации). В соответствии с п. 9.3 предложений по использованию обществом "Удмуртнефть" объектов социально-культурного и социально-бытового назначения плана приватизации названная поликлиника передана в полное хозяйственное ведение указанного общества для содержания и эксплуатации без изменения профиля, финансирования за счет средств общества "Удмуртнефть" до момента передачи в органы местного самоуправления (т. 2, л.д. 63-70).
Из Устава поликлиники усматривается, что принадлежащее ей имущество является муниципальной собственностью г. Ижевска и закреплено за ним на праве оперативного управления Комитетом по управлению имуществом администрации г. Ижевска согласно перечню имущества и балансу поликлиники.
На основании реестра федерального имущества (постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696) 01.08.2002 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объект -поликлиника, назначение: нежилое, санитарии и здравоохранения, площадью 5028,5 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Сабурова, д. 37 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.08.2002; т. 1,л.д. 42).
Администрацией г. Ижевска с учетом обращения общества "Удмуртнефть" и в соответствии с постановлением от 07.03.1995 N 235 издано постановление от 17.09.2003 N 437 о приеме в муниципальную собственность от общества "Удмуртнефть" здания поликлиники площадью 5028,5 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Сабурова, д. 37.
Распоряжением Минимущества Удмуртской Республики от 24.11.2003 N 782-р от общества "Удмуртнефть" передано в муниципальную собственность здание поликлиники, площадью 5028,5 кв.м; сети теплоснабжения к зданию (2Ф76), протяженностью 27 пог. м; сети горячего водоснабжения (Дгв 76 Д 57), протяженностью 26,5 пог. м.
Общество "Удмуртнефть" 08.12.2006 направило в адрес администрации г. Ижевска акты приема-передачи здания поликлиники для их подписания и утверждения (т. 2, л.д. 44).
Во исполнение постановления администрации г. Ижевска от 17.09.2003 N 437 и распоряжения Минимущества Удмуртской Республики от 24.11.2003 N 782-р Управление 22.12.2006 утвердило акт приема-передачи ОС-1 здания поликлиники площадью 5964,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Сабурова, д. 37, на баланс муниципального учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 5" с баланса общества "Удмуртнефть".
Указанное здание поликлиники, площадью 5964,4 кв.м, на основании вышеназванных документов включено в реестр муниципальной собственности (т. 1, л.д. 117).
На основании акта передачи в оперативное управление основных средств (зданий, нежилых помещений) от 22.12.2006, постановления от 17.09.2003 N 437, приказа от 22.12.2006 N 1619у в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.04.2007 внесена запись N 18-18-01/004/2007-757 о регистрации права собственности муниципального образования "Город Ижевск" на спорное нежилое здание (т. 1, л.д. 78).
Росимущество, полагая, что объект недвижимости - поликлиника является федеральной собственностью в силу распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, а также ссылаясь на то, что Распоряжение Минимущества Удмуртской Республики от 24.11.2003 N 782-р принято с нарушением действующего законодательства и противоречит постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, вследствие чего здание поликлиники передано в муниципальную собственность незаконно, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При оспаривании зарегистрированного за ответчиком права истец должен оспорить правовые основания возникновения данного права, а также доказать правомерность своих притязаний на спорное имущество.
Порядок разграничения государственной собственности на имущество урегулирован постановлением от 27.12.1991 N 3020-1, распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Указ Президента от 22.12.1993 N 2265).
Согласно п. 2 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с п. 2 приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров).
В силу п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 и Положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп (далее - Положения).
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2, 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
Судами установлено, что здание поликлиники, литера А, с сетями, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Сабурова, д. 37, является объектом здравоохранения.
Истец в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что данное учреждение здравоохранения являлось областной больницей или диспансером.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о правомерности включения здания поликлиники в реестр муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности на него.
С учетом положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265, распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп и утвержденного Положения "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности" (п. 9, 11), постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, довод заявителя о нарушении порядка передачи спорного объекта в муниципальную собственность судами отклонен. Поскольку данное обстоятельство было предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка, указанная ссылка заявителя также подлежит отклонению судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.03.2009 по делу N А71-10553/2008Г10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2, 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
...
С учетом положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265, распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп и утвержденного Положения "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности" (п. 9, 11), постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, довод заявителя о нарушении порядка передачи спорного объекта в муниципальную собственность судами отклонен. Поскольку данное обстоятельство было предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка, указанная ссылка заявителя также подлежит отклонению судом кассационной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2009 г. N Ф09-6699/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника