Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 сентября 2009 г. N Ф09-6654/09-С2
Дело N А07-4110/2009-А-ГРХ
Определением Высшего Арбитражного суда РФ от 14 декабря 2009 г. N ВАС-16324/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Беликова М.Б., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы (далее - управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А07-4110/2009-А-ГРХ Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Балашова С.В. (доверенность от 07.09.2009);
общества с ограниченной ответственностью "Уфимское монтажное управление N 3 "Башэлектромонтаж" (далее - общество, страхователь) - Костюкевич К.Б. (доверенность от 03.04.2009).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за II, III кварталы 2008 г. и пеней, начисленных в связи с неуплатой указанной недоимки, в общей сумме 934203 руб. 74 коп.
Решением суда от 06.04.2009 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования управления удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами, имеют особую правовую природу и подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный ст. 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 (судьи Толкунов В.М., Дмитриева Н.Н., Чередникова М.В.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований управления отказано. Суд пришел к выводу о том, что управлением не соблюден досудебный порядок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 62 Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами.
Статьей 63 Кодекса предусмотрен порядок ликвидации юридического лица, предусматривающий, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 данного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно ст. 64 Кодекса при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Как следует из материалов дела, решением от 16.01.2009 N 2 учредителя общества принято решение о добровольной ликвидации юридического лица, назначена ликвидационная комиссия.
В установленном законом порядке 22.01.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
Информация о ликвидации общества опубликована в официальном органе печати - "Вестнике государственной регистрации" от 18.02.2009 N 6 (211).
Вышеизложенное подтверждается материалами дела, следовательно, обществом исполнены требования п. 1 ст. 62 Кодекса, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1 ст. 63 Кодекса по сообщению в уполномоченный государственный орган сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и публикации соответствующих данных в органе печати.
Кредиторы ликвидируемого юридического лица не вправе в индивидуальном порядке требовать удовлетворения своих требований вне установленной законом очередности, данный правовой принцип составляет суть правоотношений в ликвидации, устанавливает правовые ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлен на представление кредиторам равных правовых возможностей.
Указанными выше нормами Кодекса в отношении предъявления требований к организациям, находящимся в процессе ликвидации, установлен специальный досудебный порядок урегулирования спора, предусматривающий обязательное направление требований в ликвидационную комиссию.
Данный порядок предусматривает возможность кредитора обратиться в суд только в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования либо уклонения от дачи ответа.
Судом апелляционной инстанции и материалами дела подтверждается, что обращение управления в ликвидационную комиссию не направлялось и отказа оно не получало.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства самостоятельного включения обществом задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в реестр требований кредиторов в соответствии с п. 1 ст. 63 Кодекса.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о несоблюдении управлением досудебного порядка урегулирования спора является обоснованным.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А07-4110/2009-А-ГРХ Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.
Решением учредителя общества принято решение о добровольной ликвидации юридического лица, назначена ликвидационная комиссия.
По мнению Управления Пенсионного фонда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами, имеют особую правовую природу и подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный ст. 63, 64 ГК РФ мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
Как указал суд, кредиторы ликвидируемого юридического лица не вправе в индивидуальном порядке требовать удовлетворения своих требований вне установленной законом очередности, данный правовой принцип составляет суть правоотношений в ликвидации, устанавливает правовые ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлен на представление кредиторам равных правовых возможностей.
Указанными выше нормами НК РФ в отношении предъявления требований к организациям, находящимся в процессе ликвидации, установлен специальный досудебный порядок урегулирования спора, предусматривающий обязательное направление требований в ликвидационную комиссию.
Управлением не соблюден досудебный порядок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поэтому взыскание страховых взносов является неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф09-6654/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника