Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 сентября 2009 г. N Ф09-6780/09-С1
Дело N А60-2904/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Черкезова Е.О., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга (далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 по делу N А60-2904/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании принял участие представитель общественной благотворительной организации "Чернобыль-ЭКО" (далее - организация) - Нараткина Е.И. (доверенность от 16.03.2009 N 8).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Организация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения управления от 20.01.2009 N 21-04/188 об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708001:3 площадью 20514 кв.м.
Решением суда от 14.04.2009 (судья Италмасова Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 (судьи Нилогова Т.С., Мещерякова Т.И., Риб Л.Х.) решение суда отменено. Требования, заявленные организацией, удовлетворены. Решение управления от 20.01.2009 N 21-04/188 признано незаконным.
В кассационной жалобе управление просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение апелляционным судом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 (далее -Правила).
Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Екатеринбурга от 23.05.1996 N 351-д организации в постоянное (бессрочное) пользование дополнительно к ранее отведенному в бессрочное пользование участку предоставлен земельный участок площадью 1,235 га в квартале улиц Бережной-Геннина-Маркова в г. Екатеринбурге для строительства индивидуальных жилых домов и инженерных коммуникаций.
Организацией получено свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 20514 кв.м в границах согласно плану границ земельного участка.
В целях получения разрешения на строительство организация 11.11.2008 обратилась в управление с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0708001:3 площадью 20 514 кв.м.
Управлением 20.01.2009 вынесен отказ N 21-04/188 в подготовке градостроительного плана в связи с тем, что организацией не освоен земельный участок, предоставленный на основании постановления Главы г. Екатеринбурга от 23.05.1996 N 351-д, для строительства индивидуальных жилых домов.
Полагая, что данный отказ является неправомерным, организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что изготовление отдельного градостроительного плана на земельный участок площадью 20154 кв.м не допустимо, поскольку указанный земельный участок предоставлен для строительства нескольких капитальных объектов, требующих проекта планировки территории, проекта межевания территории для организации улично-дорожной сети, с разбивкой на земельные участки под каждый объект капитального строительства, т.е. под каждый индивидуальный жилой дом.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ управления не соответствует действующему законодательству и нарушает законные интересы организации по делу.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно п. 2 ч. 7 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о получении разрешения на строительство и к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является градостроительный план земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Согласно ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1-16 названной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из п. 4 ст. 11 Правил следует, что градостроительные планы земельных участков как отдельные документы вне состава проектов межевания территории подготавливаются применительно к ранее сформированным и прошедшим государственный кадастровый учет земельным участкам, правообладатели которых планируют на принадлежащих им земельных участках осуществить строительство новых объектов капитального строительства или реконструкцию, капитальный ремонт существующих объектов капитального строительства и должны подготовить проектную документацию в соответствии с предоставленными им на основании заявления градостроительными планами земельных участков.
В указанных случаях планировка территории не осуществляется, границы земельных участков не устанавливаются, а градостроительные планы земельных участков подготавливаются с использованием кадастровых планов земельных участков.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 13 Правил установлено, что градостроительная подготовка территорий, земельных участков - действия, осуществляемые в соответствии с градостроительным законодательством, применительно к ранее сформированным, прошедшим государственный кадастровый учет, принадлежащим физическим и юридическим лицам земельным участкам, осуществляется путем подготовки градостроительных планов земельных участков (как самостоятельных документов - без подготовки документации по планировке территории) с установлением в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 44 Градостроительного кодекса характеристик (за исключением ранее установленных границ земельных участков) с использованием таких планов для подготовки проектной документации.
Апелляционным судом установлено, что названный земельный участок площадью 20 514 кв.м прошел кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 64-66).
Поскольку в рассматриваемой ситуации земельный участок поставлен на кадастровый учет, подготовлен кадастровый план земельного участка, то апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа управления в выдаче градостроительного плана.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка управление сослалось на то, что организацией не освоен земельный участок, предоставленный на основании постановления главы г. Екатеринбурга от 23.05.1996 N 351-д.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено указанного основания для отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка.
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда о том, что у управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка и что такой отказ нарушает законные права организации в сфере предпринимательской деятельности, соответствуют материалам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и, по сути, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 по делу N А60-2904/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из п. 4 ст. 11 Правил следует, что градостроительные планы земельных участков как отдельные документы вне состава проектов межевания территории подготавливаются применительно к ранее сформированным и прошедшим государственный кадастровый учет земельным участкам, правообладатели которых планируют на принадлежащих им земельных участках осуществить строительство новых объектов капитального строительства или реконструкцию, капитальный ремонт существующих объектов капитального строительства и должны подготовить проектную документацию в соответствии с предоставленными им на основании заявления градостроительными планами земельных участков.
...
Подпунктом 2 п. 1 ст. 13 Правил установлено, что градостроительная подготовка территорий, земельных участков - действия, осуществляемые в соответствии с градостроительным законодательством, применительно к ранее сформированным, прошедшим государственный кадастровый учет, принадлежащим физическим и юридическим лицам земельным участкам, осуществляется путем подготовки градостроительных планов земельных участков (как самостоятельных документов - без подготовки документации по планировке территории) с установлением в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 44 Градостроительного кодекса характеристик (за исключением ранее установленных границ земельных участков) с использованием таких планов для подготовки проектной документации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2009 г. N Ф09-6780/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника