Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 сентября 2009 г. N Ф09-6855/09-С1
Дело N А50-9857/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Черкезова Е.О., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2009 по делу N А50-9857/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ширев П.Г., генеральный директор (решение от 07.08.2006 N 1);
Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми - Чернобровина Л.С. (доверенность от 02.04.2009 б/н).
Представители Управления внутренних дел по г. Перми (далее - заявитель, управление, УВД по г. Перми), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
УВД по г. Перми обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс). К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми (далее - департамент).
Решением суда первой инстанции от 27.05.2009 (судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности в порядке ч. 3 ст. 14.1 Кодекса в виде штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 (судьи Нилогова Т.С., Щеклеина Л.Ю., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование жалобы ее податель указывает на отсутствие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность перевозчика согласовывать расписание движения автобусов с органом местного самоуправления, сама процедура (порядок) согласования такого расписания не определена. По мнению общества, ссылка судов на ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) является необоснованной, поскольку само по себе согласование расписания движения автобусов по городскому маршруту не является критерием обеспечения безопасности дорожного движения. В жалобе общество также указывает на отсутствие у УВД по г. Перми полномочий по выявлению нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, по составлению протокола об административном правонарушении и по обращению в суд с настоящим заявлением, полагая, что надлежащим уполномоченным лицом является Управление государственного автомобильного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Пермскому краю. Кроме того, общество ссылается на ошибочное указание в решении суда первой инстанции на такой вид наказания как "штраф" и на неправомерное привлечение к участию в деле в качестве третьего лица Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, от департамента 24.04.2009 в управление поступила информация (входящий N К-12) об осуществлении обществом пассажирских перевозок по маршруту N 100 без допуска в установленном порядке.
В ходе проведенных 26.04.2009 проверочных мероприятий управлением было установлено, что общество, имея лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по территории Российской Федерации, выпустило на линию по маршруту N 100 "микрорайон Парковый - микрорайон Садовый" автобусы (MAN-240, государственный регистрационный знак АА 920 59RUS, DAIMLER BENZ, государственный регистрационный знак АА 151 59RUS и MERCEDES BENZ -0405, государственный регистрационный знак AT 327 59RUS) без заключения договора с департаментом и без согласования расписания движения автобусов по городскому маршруту, чем нарушила требования подп. "б" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании).
По факту выявленного нарушения управлением составлен протокол от 30.04.2009 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.
Суды обеих инстанций, установив наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в отсутствии согласованного с органом местного самоуправления расписания движения автобусов, и, соответственно, наличие оснований для привлечения его к административной ответственности, не выявив нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, удовлетворили заявленные требования.
Данные выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию на основании подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности, определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
В соответствии с подп. "б" п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Регулярные автобусные перевозки пассажиров могут осуществляться только при наличии утвержденного и согласованного с органами местного самоуправления расписания движения. Данная обязанность определена ст. 21 Закона N 196-ФЗ, подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, п. 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200, § 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 3, 4, 5, 7-10, 15 и др. Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, регулярные перевозки пассажиров должны осуществляться по расписаниям. Расписание движения автотранспорта составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, такое расписание размещается во всех остановочных пунктах.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что общество не согласовало расписание движения транспорта по маршруту N 100 с органами местного самоуправления г. Перми, что свидетельствует о нарушении обществом лицензионных условий.
Поскольку обществом не выполнялись предусмотренные лицензией условия осуществления деятельности, в его действиях содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, и, в связи с этим суды правомерно привлекли общество к административной ответственности на основании данной нормы права.
Доводы общества, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения. Кроме того, указанные доводы и обстоятельства исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для изменения или отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2009 по делу N А50-9857/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Регулярные автобусные перевозки пассажиров могут осуществляться только при наличии утвержденного и согласованного с органами местного самоуправления расписания движения. Данная обязанность определена ст. 21 Закона N 196-ФЗ, подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, п. 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200, § 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 3, 4, 5, 7-10, 15 и др. Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, регулярные перевозки пассажиров должны осуществляться по расписаниям. Расписание движения автотранспорта составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, такое расписание размещается во всех остановочных пунктах.
...
Поскольку обществом не выполнялись предусмотренные лицензией условия осуществления деятельности, в его действиях содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, и, в связи с этим суды правомерно привлекли общество к административной ответственности на основании данной нормы права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2009 г. N Ф09-6855/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника