Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 сентября 2009 г. N Ф09-6955/09-С6
Дело N А50-18325/2008-Г-31
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Семеновой З.Г., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кунгура "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предприятие "Служба единого заказчика") на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.03.2009 по делу N А50-18325/2008-Г-31 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
о предприятия "Служба единого заказчика" - Югова Д.А. (доверенность от 02.12.2008);
администрации города Кунгура Пермского края (далее - Администрация) -Сечейко С.В. (доверенность от 16.0.15.2009 N 29/01-29);
муниципального бюджетного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений администрации города Кунгура Пермского края" (далее - Управление, Комитет) - Батурина Е.В. (доверенность от 21.01.2009 N 3/01-30).
Предприятие "Служба единого заказчика" в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению, Администрации о возложении на них обязанности солидарно исполнить пункт 2.1 постановления главы г. Кунгура N 1065 от 02.12.2003, а именно передать предприятию "Служба единого заказчика" в качестве взноса в уставный фонд нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Уральская, 4а, и закрепить имущество на праве хозяйственного ведения в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8, 12, 131, 164, 299, 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11-13 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 129, 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (л.д. 4-6).
До принятия судом решения истец в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от исковых требований к Администрации (л.д. 139, 151), а также уточнил исковые требования к Управлению: просил возложить на него обязанность передать по акту приема-передачи в хозяйственное ведение предприятия "Служба единого заказчика" нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, в качестве взноса в уставный фонд во исполнение п. 2.1, 2.2 постановления главы г. Кунгура N 1065 от 02.12.2003 на основании ст. 398 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 141, 151).
Определением суда от 17.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение культуры "Молодежный клуб "Лига" (далее - учреждение "Молодежный клуб "Лига");(л.д. 98).
В судебном заседании 23.03.2009 в связи с отказом истца от исковых требований к Администрации последняя привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 140, 151).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.03.2009 (судья Суслова О.В.) в удовлетворении требования о возложении на Управление обязанности передать по акту приема-передачи в хозяйственное ведение предприятия нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, в качестве вклада в уставный фонд отказано. В остальной части производство по делу прекращено (л.д. 153-157).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 (судьи Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Служба единого заказчика" просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на неправильное применение судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности. Заявитель жалобы полагает, что постановление главы г. Кунгура от 02.12.2003 является властным распоряжением и действует до настоящего времени, таким образом, природа распоряжения является публично-правовой, основанной на отношениях власти-подчинения, следовательно, нормы ст. 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности не могут быть применены судом к спорным отношениям.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Управление, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности и отсутствие доказательств его прерывания, просят оставить судебные акты в силе, а кассационную жалобу -без удовлетворения.
Как установлено судами, 01.10.2002 постановлением главы г. Кунгура N 831 Комитету предписано закрепить на праве оперативного управления за муниципальным учреждением "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" объекты недвижимости, в том числе здание площадью 301,3 кв.м, расположенное по ул. Уральской, д. 4а (л.д. 148).
Между Комитетом и муниципальным учреждением "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" 01.10.2002 заключен договор N 170, по условиям которого комитет закрепляет за муниципальным учреждением "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" на праве оперативного управления объекты недвижимости, в том числе здание по ул. Уральской, д. 4а, площадью 301,3 кв.м (л.д. 147).
За муниципальным учреждением "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" 18.10.2002 зарегистрировано право оперативного управления на данный объект недвижимости (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.11.2008; л.д. 65).
Постановлением главы г. Кунгура от 22.08.2003 N 766 принято решение о реорганизации муниципального учреждения "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" путем преобразования в муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" с уставным фондом в размере 167152 руб. (л.д. 119).
В пункте 2.1, 2.2 названного постановления Комитету предписано передать предприятию "Служба единого заказчика" в качестве взноса в уставный фонд нежилое здание, расположенное по адресу: г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, и закрепить переданное по передаточному акту имущество на праве хозяйственного ведения (л.д. 119).
Постановлением главы г. Кунгура от 29.08.2003 N 786 во исполнение постановления N 766 от 22.08.2003 Комитету предписано изъять из оперативного управления муниципального учреждения "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" нежилое здание, расположенное по ул. Уральской, д. 4а в г. Кунгуре, муниципальному учреждению "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" в срок до 02.09.2003 передать Комитету по акту приема-передачи данное здание (л.д. 95).
Комитетом и предприятием "Служба единого заказчика" 30.09.2003 подписан акт N 188 о приеме-передаче данного здания (л.д. 9-10).
Постановлением главы г. Кунгура от 02.12.2003 N 1065 принято решение о реорганизации муниципального учреждения "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" путем выделения из него предприятия "Служба единого заказчика" с уставным фондом в размере 167152 руб. Комитету предписано передать предприятию "Служба единого заказчика" в качестве взноса в уставный фонд нежилое здание, расположенное по адресу: г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, и закрепить за предприятием "Служба единого заказчика" переданное по передаточному акту имущество на праве хозяйственного ведения (л.д. 15).
Предприятие "Служба единого заказчика" зарегистрировано в качестве юридического лица 31.12.2003 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, л.д. 26).
Согласно п. 1.1 Устава предприятие "Служба единого заказчика" создано в связи с реорганизацией муниципального учреждения "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" путем выделения из него предприятия "Служба единого заказчика".
Предприятие "Служба единого заказчика" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Кунгурской городской управе. Имущество предприятия принадлежат ему на праве хозяйственного ведения (п. 1.2 Устава предприятия "Служба единого заказчика"; л.д. 16-25).
Распоряжением Комитета от 20.10.2004 N 14 акт о приеме-передаче здания N 188 от 30.09.2003 по передаче предприятию "Служба единого заказчика" здания, расположенного по адресу: г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, признан недействительным в связи с тем, что данное здание передано на праве оперативного управления муниципальному учреждению "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (л.д. 51).
Право собственности муниципального образования "город Кунгур" на спорное здание зарегистрировано 27.12.2007 (выписка из ЕГРП от 28.11.2008; л.д. 65).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2008 по делу N А50-913/2008 предприятие "Служба единого заказчика" признано несостоятельным (банкротом). В отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Конкурсным управляющим утвержден Трутников М.А. (л.д. 13-14).
Распоряжением Управления от 05.02.2008 N 243 двухэтажное кирпичное здание общей площадью 338,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, передано на праве оперативного управления учреждению "Молодежный клуб "Лига" (л.д. 52).
Между Управлением и учреждением "Молодежный клуб "Лига" 07.02.2008 подписан договор N 207 о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления (л.д. 48-49).
В тот же день объект передан учреждению "Молодежный клуб "Лига" по акту приема-передачи N 207 (л.д. 50).
Постановлением главы г. Кунгура от 23.12.2008 N 763 в пункт 2 постановления от 02.12.2003 N 1065 внесены изменения. Управлению предписано передать предприятию "Служба единого заказчика" в качестве взноса в уставный фонд денежные средства в сумме 167152 руб. путем перечисления на банковский счет указанного предприятия. П. 2.2 данного постановления исключен (л.д. 76).
Полагая, что Управление необоснованно уклоняется от исполнения пункта 2 постановления главы г. Кунгура от 02.12.2003 N 1065, предприятие "Служба единого заказчика" обратилось в арбитражный суд с иском к учреждению о возложении обязанности передать по акту приема-передачи в хозяйственное ведение предприятия "Служба единого заказчика" нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, в качестве взноса в уставный фонд на основании ст. 8, 12, 131, 164, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11-13 Федерального закона от 14.11. 2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (л.д. 4-6, 141, 143-144).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, руководствуясь ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что предприятием "Служба единого заказчика" пропущен трехлетний срок исковой давности.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен в три года.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его права.
В соответствии с п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" установлено, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о том, что предприятию "Служба единого заказчика" о невыполнении Управлением обязанности передать по акту приема-передачи в хозяйственное ведение предприятия "Служба единого заказчика" нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Уральская, д. 4а, в качестве взноса в уставный фонд стало известно не позднее 01.04.2004.
Статьей 1 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" установлено, что данный Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Следовательно, к спорным отношениям в силу прямого указания закона подлежат применению нормы гражданского законодательства, в том числе и нормы об исковой давности.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку с момента, когда истец узнал о возможном нарушении своего права, прошло более трех лет, о пропуске срока исковой давности заявлено ответчиком, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права а также направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.03.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу N А50-18325/2008-Г-31 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кунгура "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" установлено, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
...
Статьей 1 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" установлено, что данный Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Следовательно, к спорным отношениям в силу прямого указания закона подлежат применению нормы гражданского законодательства, в том числе и нормы об исковой давности.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2009 г. N Ф09-6955/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника