Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2009 г. N Ф09-7010/09-С3 по делу N А76-6463/2009-22-354
Дело N А76-6463/2009-22-354
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.06.2009 по делу N А76-6463/2009-22-354.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "БИОКАД" (далее - общество) - Катков А.В. (доверенность от 09.09.2009 N 131);
Фонда - Шеметова Е.Г. (доверенность от 05.05.2009 N 62).
Представители областного государственного унитарного предприятия "Областной аптечный склад", Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, государственного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер N 2", муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 2", муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 8", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просило признать недействительными аукцион, оформленный протоколом от 12.03.2009 N 02-29/1, государственный контракт от 23.03.2009 N 278-ОМС и обязать Фонд провести повторную процедуру рассмотрения заявок.
Решением суда от 30.06.2009 (резолютивная часть от 24.06.2009; судья Соколова И.Ю.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным открытый аукцион на размещение заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на II квартал 2009 года по лоту N 79, оформленный протоколом от 12.03.2009 N 02-29/1, и государственный контракт от 23.03.2009 N 278-ОМС, заключенный между Фондом и областным государственным унитарным предприятием "Областной аптечный склад", на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на II квартал 2009 года по лоту N 79. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Фонд полагает, что общество обоснованно не допущено к участию в аукционе по лоту N 79, так как им не представлена лицензия на фармацевтическую деятельность. По мнению Фонда, производитель лекарственных средств при осуществлении оптовой торговли лекарственными средствами обязан иметь лицензию на фармацевтическую деятельность.
Фонд ссылается на то, что поскольку государственный контракт исполнен, поставка лекарственных средств и их оплата произведены, права общества не могут быть восстановлены путем признания недействительным контракта, так как возвращение сторон в первоначальное положение невозможно.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на то, что действия Фонда по включению в состав требований к участникам размещения заказа условия о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность привели к необоснованному ограничению участия в аукционе производителей лекарственных средств, поскольку производители лекарственных средств имеют право на продажу лекарственных средств или передачу их в распоряжение других организаций - производителей лекарственных средств для целей производства, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных учреждений, научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы на основании лицензии на производство лекарственных средств.
Обществом, областным государственным унитарным предприятием "Областной аптечный склад", государственным учреждением здравоохранения "Областной онкологический диспансер N 2", муниципальным учреждением здравоохранения "Городская больница N 2", муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница N 8" отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, аукционной комиссией по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на II квартал 2009 года, на заседании, которое состоялось 12.03.2009 и оформлено протоколом N 02-29/1, по лоту N 79 было принято решение о недопущении общества к участию в аукционе в связи с непредставлением лицензии на фармацевтическую деятельность.
С учетом того, что общество не было допущено к участию в аукционе, аукцион был признан несостоявшимся, и с областным государственным унитарным предприятием "Областной аптечный склад" как с единственным участником аукциона был заключен государственный контракт от 23.03.2009 N 278-ОМС на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на II квартал 2009 года по лоту N 79 (стимулятор лейкопоэза).
Статья 28 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" устанавливает право организаций-производителей лекарственных средств продавать лекарственные средства или передавать их в распоряжение других организаций-производителей лекарственных средств для целей производства, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных учреждений, научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы.
Таким образом, организация-производитель лекарственных средств вправе осуществлять действия, предусмотренные ст. 28 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", на основании лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.
Между тем в п. 7 документации об аукционе предусмотрена необходимость представления участником размещения заказа в составе заявки на участие в открытом аукционе копии действующей лицензии на фармацевтическую деятельность.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что аукционной комиссией допущено нарушение, выразившееся в отказе обществу в допуске к участию в аукционе в связи с отсутствием у него лицензии на фармацевтическую деятельность, которое является существенным и повлияло на результаты аукциона.
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Поскольку аукцион проведен с нарушением правил, установленных законом, суд первой инстанции правомерно признал его недействительным.
Кроме того, судом обоснованно применена ч. 5 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", предусматривающая отсутствие у Фонда права на заключение контракта до рассмотрения жалобы на действия аукционной комиссии.
С учетом того, что открытый аукцион на размещение заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на II квартал 2009 года по лоту N 79, оформленный протоколом от 12.03.2009 N 02-29/1, признан судом недействительным, суд правомерно признал недействительным государственный контракт от 23.03.2009 N 278-ОМС на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на II квартал 2009 года по лоту N 79.
Доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда, и им дана надлежащая правовая оценка.
У суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для переоценки выводов, сделанных судом.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.06.2009 по делу N А76-6463/2009-22-354 оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
...
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Поскольку аукцион проведен с нарушением правил, установленных законом, суд первой инстанции правомерно признал его недействительным.
Кроме того, судом обоснованно применена ч. 5 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", предусматривающая отсутствие у Фонда права на заключение контракта до рассмотрения жалобы на действия аукционной комиссии."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2009 г. N Ф09-7010/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника