Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 сентября 2009 г. N Ф09-7185/09-С2
Дело N А60-12009/2009-С5
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2009 г. N ВАС-14488/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 октября 2009 г. N 14488/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Беликова М.Б., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 (далее - фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2009 по делу N А60-12009/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Слащева О.А. (доверенность от 30.12.2008);
судебного пристава-исполнителя Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Осипчук Т.И. (далее - судебный пристав-исполнитель) - Селиверстов М.А. (доверенность от 21.09.2009).
Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство "Таушканское" (далее - должник) и его представители в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 06.03.2009 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа фонда от 25.02.2009 N 4528/94 о взыскании за счет имущества должника страховых взносов в сумме 35 руб. 81 коп. и пеней в сумме 9 руб. 63 коп.
Решением суда от 21.04.2009 (судья Филиппова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 (судьи Богданова Р.А., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит оспариваемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), а также выражает несогласие с оценкой судами обстоятельств дела. В обоснование жалобы ссылается на необходимость применения ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Проверив законность и обоснованность доводов кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, фонд вынес постановление от 25.02.2009 N 4859/107 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя, которое направил судебному приставу-исполнителю для исполнения без обоснования наличия оснований для взыскания долга именно за счет имущества должника (л.д. 14).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.03.2009 фонду отказано в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на ст. 14, 31 Закона N 229-ФЗ, в связи с отсутствием документов, содержащих отметки банка о полном или частичном неисполнении требований Фонда социального страхования ввиду отсутствия на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Полагая, что постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа не соответствует требованиям закона и нарушает его права, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о том, что отказ в возбуждении исполнительного производства соответствует положениям Федерального закона об исполнительном производстве.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству об исполнительном производстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 указанного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 названного Закона.
Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что фонд в нарушение изложенных требований законодательства об исполнительном производстве на дату обращения с заявлением не представил судебному приставу-исполнителю информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должника, на которые может быть обращено взыскание, равно как и не доказал невозможность представления соответствующей информации.
При этом, судами установлено, что у должника имеется расчетный счет в открытом акционерном обществе "Свердловский Губернский банк" на котором, по состоянию на 05.02.2009 имелся остаток денежных средств, превышающий сумму долга по постановлению фонда.
Поскольку из материалов настоящего дела следует, что учреждение не предприняло всех необходимых и достаточных мер для получения информации о счетах должника, а материалы, направленные в службу судебных приставов, не содержали сведений о причинах направления решения учреждения для исполнения в службу судебных приставов, то основания для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Ссылка фонда на положения п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ предусматривающая, что учреждение вправе не только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица, но и при отсутствии информации о счетах страхователя направить соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания недоимки и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку сама по себе не освобождает учреждение от соблюдения требований Закона N 125-ФЗ.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе фонду в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
С учетом изложенного основания для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2009 по делу N А60-12009/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
...
Ссылка фонда на положения п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ предусматривающая, что учреждение вправе не только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица, но и при отсутствии информации о счетах страхователя направить соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания недоимки и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку сама по себе не освобождает учреждение от соблюдения требований Закона N 125-ФЗ.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2009 по делу N А60-12009/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2009 г. N Ф09-7185/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника