Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 октября 2009 г. N Ф09-7389/09-С2
Дело N А60-7330/2009-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Юртаевой Т.В., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" (далее - общество "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез", ответчик, заказчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу N А60-7330/2009-С3 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ответчика - Черемухина Н.В. (доверенность от 30.03.2009 N 740). Пастухова В.В. (доверенность от 25.12.2008 N 3847);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" Дорожный центр фирменного* транспортного обслуживания (далее - истец, общество "Российские железные дороги", исполнитель) - Нелюбин С.М. (доверенность от 23.09.2008), Морозова С.Н. (доверенность от 24.06.2009).
В судебном заседании, назначенном на 29 сентября 2009 г. на 15 ч 00 мин., объявлен перерыв до 01 октября 2009 г. 15 ч 00 мин.
Общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" о взыскании задолженности за оказанные услуги по договору от 25.12.2007 N 5987 (1352/2008) в сумме 13 762 руб. 06 коп. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 500 руб.
Решением суда от 12.05.2009 (судья Лазарев С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 (судьи Масальская Н.Г., Назарова В.Ю., Шварц Н.Г.) решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены. С общества "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" в пользу общества "Российские железные дороги" взыскано 13 762 руб. 06 коп. задолженности, 550 руб. 48 коп. государственной пошлины за подачу иска, 1000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ответчик просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционном судом положений ст. 431, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" настаивает на том, что истцом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о несение им дополнительных затрат в случае нарушения нормальной схемы подачи вагонов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между обществом "Российские железные дороги" и "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" заключен договор на оказание услуг по свободным (договорным) ценам от 25.12.2007 N 5987 (1352/2008) сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2008. В соответствии с условиями заключенного договора общество "Российские железные дороги" на основании заявки общества "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" приняло на себя обязательство оказывать услуги согласно Приложению N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора, а общество "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" обязалось принять и оплатить услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно Методике определения ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых обществом "Российские железные дороги" при организации перевозок грузов, утвержденных распоряжением общества "Российские железные дороги" от 31.01.2005 N 119Р (в редакции от 04.08.2008 N 1646р) ставка договорного сбора устанавливается исходя из дополнительных трудозатрат по организации досрочного отправления грузов и стоимости перевозочной работы, связанной с дополнительным пробегом порожних вагонов при их подаче под досрочную погрузку. При этом стоимость перевозочной работы, связанной с дополнительным пробегом порожних вагонов при их подаче под досрочную погрузку, учитывается только в случае нарушения нормальной схемы подачи порожних вагонов на данную станцию.
Двухставочный договорной сбор состоит из ставки за организацию досрочного отправления грузов в размере 1015 руб. 65 коп. за одну отправку независимо от принадлежности вагонов и их количества к отправке, и из ставки за подсылку порожних вагонов принадлежности обществу "Российские железные дороги" с соседних станций в размере 1666 руб.11 коп. за каждый вагон в составе отправки.
Стоимость услуг, оказываемых обществом "Российские железные дороги", определена в Приложении N 1 (пункт 4.1 договора). Пунктом 2.1 Приложения N 1 предусмотрено, что в связи с тем, что исполнитель не несет дополнительных расходов, не взимается дополнительная плата за перевозки грузов ранее сроков, установленных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации при перевозках по корреспонденциям: Уголь Лесная Волчанка-Климки; Руда железная Качканар-Смычка, Чусовская; Промсырье Всеволодо-Вильва-Заячья горка, Реж-Верхняя и внутристанционная перевозка по станции Березники-сортировочные; Кокс Губаха-Чусовская; Руда цветная Бокситы-Климки, УАЗ, Ивдель, Полуночное-Бокситы, Реж-Верхняя, Ежевая; Удобрения Соликамск-Нытва, Пермь-2; Руда медно-цинковая, кварцит Ивдель-1-Верхняя; Руда железная Воронцовка-Серов-завод.
На основании заявок ответчика N 13279637, 13321217, 13296803, 13321132, 13319987 обществом "Российские железные дороги" осуществлена перевозка грузов ранее срока, установленного Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Указанная перевозка осуществлена вагонами N 22950810, 24611642, 24142663, 24221319, 22035141, 22192314, 24524019, которые поданы с соседних станций.
В соответствии с условиями договора, за подсылку вагонов подтвержденную пересылочными накладными в графе "станция назначения порожнего вагона" которых указана станция, отличная от станции Осенцы, истцом взимается сбор за подсылку порожних вагонов с соседних станций в размере 11 662 руб. 77 коп.
Названный сбор начислен исполнителем и предъявлен заказчику к оплате.
В связи с неоплатой сбора обществом "Российские железные дороги" в адрес общества "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" направлена претензия с требованием его уплаты.
Однако названная претензия заказчиком отклонена, что послужило основанием для обращения в суд с иском о взыскании с него задолженности за оказанные услуги, состоящей из суммы названного сбора.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал на то, что истцом не доказано наличие дополнительного пробега порожних вагонов, а также их принадлежность истцу. В связи с чем требование о компенсации стоимости перевозочной работы, связанной с дополнительным пробегом порожних вагонов при их подаче под досрочную погрузку, не подлежит удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о том, что факт несения истцом затрат в связи с исполнением срочных заявок, связанных с дополнительным пробегом порожних вагонов доказан.
Выводы апелляционного суда являются правильными.
Договор на оказание услуг по свободным (договорным) ценам судом первой инстанции правомерно квалифицирован как договор возмездного оказания услуг, регулируемый нормами гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В пункте 2 Приложения N 1 к договору на оказание услуг по свободным (договорным) ценам сторонами согласовано оказание исполнителем услуги по принятию и выполнению заявок на перевозку грузов ранее сроков, установленных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом), за оказание услуги предусмотрен двухставочный договорной сбор.
Оказание грузоотправителю по его просьбе данной услуги предполагает, при необходимости, подсылку порожних вагонов (вагонов с порожними контейнерами) принадлежности обществу "Российские железные дороги" с соседних станций. При этом в случае нарушения нормальной схемы подачи вагонов принадлежности обществу "Российские железные дороги" на станцию погрузки, стоимость перевозочной работы, связанной с их дополнительным пробегом, компенсируется путем взимания сбора в размере 1666 руб. 11 коп. за каждый вагон в составе отправки. Дополнительный пробег подсылаемых под погрузку вагонов принадлежности обществом "Российские железные дороги" подтверждается пересылочной транспортной железнодорожной накладной, заполняемой в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Подсылкой вагонов считается дополнительный пробег порожнего подвижного состава на станцию погрузки с соседних станций, связанных с обеспечением заявки конкретного грузоотправителя порожними вагонами при их подаче под досрочную погрузку. Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом не определен порядок подтверждения осуществленной пересылки.
В соответствии с пунктами 16.23-16.24 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министром путей сообщения Российской Федерации 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, на все грузовые и грузопассажирские поезда на станциях формирования перед отправлением поезда машинисту ведущего локомотива выдаются натурный лист установленной Министерством путей сообщения Российской Федерации формы и перевозочные документы в запечатанном виде. Не допускается отправлять поезда, в составе которых имеются вагоны без перевозочных документов. Время фактического отправления или проследования каждого поезда, его номер, а при необходимости и другие данные, характеризующие состав поезда, дежурный по станции обязан отметить в журнале движения поездов и немедленно сообщить дежурному по соседней станции, на которую отправлен поезд, и поездному диспетчеру. Кроме того, дежурный по станции должен обеспечить передачу необходимых данных о поезде в автоматизированную систему управления.
Согласно пунктам 4.3, 9.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом при переадресовке груза по первоначальным перевозочным документам зачеркиваются (так, чтобы при необходимости можно было прочитать зачеркнутое) наименование станции назначения и ее код, грузополучатель и его код в оригинале накладной и дорожной ведомости и указываются новые данные и их коды в соответствии с распоряжением о переадресовке. Исправления заверяются подписью уполномоченного представителя перевозчика и штемпелем станции переадресовки. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком в пути следования в случаях разъединения груза и перевозочных документов при досылке груза на станцию назначения, а также разъединения части груза от основной отправки.
В имеющихся в материалах дела пересылочных накладных в графе станция и инфраструктура назначения порожнего вагона указаны станции, отличные от станции Осенцы и станций, поименованных в приложении N 1 к договору. Факт подсылки указанных в пересылочных накладных порожних вагонов по заявке ответчика на станцию Осенцы в рамках услуг, оказываемых обществом "Российские железные дороги" по договору от 25.12.2007 N 5987 (1352/2008), подтвержден заявками, учетными карточками на выполнение принятой заявки на перевозку груза, натурными листами поезда, книгой предъявления вагонов грузового парка к техническому и коммерческому осмотру перед погрузкой.
Таким образом, представленными истцом документами подтверждены нарушение нормальной схемы подачи вагонов, изменение маршрута порожних вагонов, наличие дополнительного пробега порожних вагонов до станции Осенцы, а также принадлежность порожних вагонов перевозчику - обществу "Российские железные дороги" подтверждена справками о вагонах.
Как верно указано апелляционным судом, невнесение в пересылочные накладные сведений об изменении маршрута движения порожних вагонов в данном конкретном случае фактических обстоятельств не изменяет, поскольку материалами дела подтверждено, что порожние вагоны поставлены обществом "Российские железные дороги" на станцию Осенцы в рамках выполнения заявки на перевозки грузов ранее сроков, установленных Уставом и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Доводы ответчика об отсутствии нарушения нормальной схемы подачи порожних вагонов, затрат по дополнительному пробегу порожних вагонов, поскольку подвод вагонов на станцию Осенцы произведен непосредственно со станции формирования Пермь-Сортировочная, судом апелляционной инстанции верно признаны несостоятельными, поскольку не соответствуют условиям договора, приложению N 1 к договору, данным, содержащимся в пересылочных накладных.
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к верному выводу о доказанности факта несения истцом затрат в связи с исполнением срочных заявок, связанных с дополнительным пробегом порожних вагонов, и, как следствие, об обоснованности требования истца о взыскании задолженности по договору от 25.12.2007 N 5987 (1352/2008) в размере стоимости перевозочной работы, связанной с дополнительным пробегом порожних вагонов при их подаче под досрочную погрузку в сумме 13 762 руб. 06 коп.
Доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, по существу сводятся к иной оценке доказательств и направлены на переоценку выводов судов. Оснований для такой переоценки в соответствии с положениями ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу N А60-7330/2009-С3 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4.3, 9.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом при переадресовке груза по первоначальным перевозочным документам зачеркиваются (так, чтобы при необходимости можно было прочитать зачеркнутое) наименование станции назначения и ее код, грузополучатель и его код в оригинале накладной и дорожной ведомости и указываются новые данные и их коды в соответствии с распоряжением о переадресовке. Исправления заверяются подписью уполномоченного представителя перевозчика и штемпелем станции переадресовки. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком в пути следования в случаях разъединения груза и перевозочных документов при досылке груза на станцию назначения, а также разъединения части груза от основной отправки.
...
Как верно указано апелляционным судом, невнесение в пересылочные накладные сведений об изменении маршрута движения порожних вагонов в данном конкретном случае фактических обстоятельств не изменяет, поскольку материалами дела подтверждено, что порожние вагоны поставлены обществом "Российские железные дороги" на станцию Осенцы в рамках выполнения заявки на перевозки грузов ранее сроков, установленных Уставом и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 октября 2009 г. N Ф09-7389/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника