Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 сентября 2009 г. N Ф09-7257/09-С2
Дело N А07-5761/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Юртаевой Т.В., Беликова М.Б.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - инспекция N 29, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2009 по делу N А07-5761/2009.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Калашникова Э.В. (доверенность от 04.02.2009).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Авто-Гарант" (далее - общество, налогоплательщик), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции N 29, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по заявлению налогоплательщика от 14.11.2008 N АГ-00065 и обязании налогового органа возвратить обществу излишне уплаченный НДС в сумме 9 327 189 руб.
Решением суда от 27.05.2009 (судья Ахметова Г.Ф.) заявление общества удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе инспекция N 29 просит судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению налогового органа, возврат НДС не может быть осуществлен, поскольку с соответствующим заявлением налогоплательщик обратился в инспекцию по месту прежнего учета.
Проверив доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, и материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество 25.05.2005 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Агидель, 03.10.2008 - поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Октябрьскому, 30.10.2008 - в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по Республике Башкортостан (далее - инспекция N 34) .
Налогоплательщик 21.11.2008 обратился в инспекцию N 34 с заявлением от 14.11.2008 N АГ-00065 о возврате излишне уплаченного НДС в сумме 9 988 179 руб. Возврат НДС осуществлен не был.
Обществом 29.12.2008 в инспекцию N 34 было подано заявление о снятии с учета.
В инспекции N 29 налогоплательщик поставлен на учет 14.01.2009.
В письме от 23.03.2009 N 27, направленным в инспекцию N 29, общество просило исполнить заявление от 14.11.2008 N АГ-00065 о возврате излишне уплаченного НДС.
Налоговый орган в письме от 03.04.2009 N 04-34/04024 указал, что заявление о возврате переплаты НДС было представлено в инспекцию N 34, поэтому инспекция N 29 не вправе принимать решение по данному заявлению. При этом сумма переплаты НДС налоговым органом не оспаривается и подтверждается актами сверок, которым судом дана надлежащая оценка.
Согласно ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 52 Кодекса налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки, налоговой базы и налоговых льгот.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
На основании п. 2 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. При этом порядок возврата при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе ст. 78 Кодекса не установлен.
Согласно п. 1 ст. 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Порядок возврата излишне уплаченного налога как процедуры осуществления конкретных действий по непосредственному возврату излишне уплаченного налога в бюджет любого уровня определен Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с письмом от 27.12.2004 N 11-12-5/19 Министерства финансов Российской Федерации "О порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов" возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
Таким образом, после перехода общества на налоговый учет в инспекцию N 29 процедура выполнения обязанности по возврату обществу излишне уплаченных сумм НДС, не исполненной налоговым органом по прежнему месту учета, не прекратилась и не изменилась.
Поскольку законодательство не предусматривает иного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что перевод налогоплательщика из одного налогового органа на учет в другой налоговый орган не имеет правового значения для возврата излишне уплаченного налога.
У налогового органа по новому месту нахождения налогоплательщика имеются правовые и фактические основания для осуществления возврата излишне уплаченного НДС из тех бюджетов, в которые они поступили, так как именно в налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика имеется необходимая информация о наличии переплаты (недоимки) по всем налогам для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) налогов.
С учетом того, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, судом установлены правильно, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права, решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2009 по делу N А07-5761/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 2 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. При этом порядок возврата при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе ст. 78 Кодекса не установлен.
Согласно п. 1 ст. 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
...
В соответствии с письмом от 27.12.2004 N 11-12-5/19 Министерства финансов Российской Федерации "О порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов" возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2009 г. N Ф09-7257/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника