Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 сентября 2009 г. N Ф09-7306/09-С1
Дело N А34-1010/2009
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2010 г. N 16486/09 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - департамент, государственный заказчик) на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 по делу N А34-1010/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель департамента Савин Д.Б. (доверенность от 04.02.2009 N 01-03/382).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 24.02.2009 N 05-02/15-09 о признании в действиях департамента нарушений требований, установленных ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Департамент просит также признать недействительным вынесенное на основании названного решения предписание антимонопольного органа от 24.02.2009 N 05-02/15-09 об отмене протоколов рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 12.02.2009 N 02 по лоту N 3, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе от 13.02.2009 N 02 по лоту N 3, а также обязании департамента провести процедуру рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по названному лоту в соответствии с Законом N 94-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - общество), индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Невзоров Анатолий Федорович, индивидуальный предприниматель Надирашвили Серго Тенгизович, государственное унитарное предприятие "Просветский лесхоз" (далее - предприятие).
Решением суда от 12.05.2009 (судья Полякова А.И.) в удовлетворении заявления департамента отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами положений ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, на ошибочность выводов суда о наличии у предпринимателя обязанности представлять в конкурсную документацию свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, государственным заказчиком проведен открытый конкурс по четырем лотам на право заключения договора (государственного контракта) на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, расположенных на территории лесного фонда Курганской области на первое полугодие 2009 г.
Конкурсной комиссией 12.02.2009 составлен протокол N 02 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Согласно п. 7.3 данного протокола по лоту N 3 имелось 4 запечатанных конверта с заявками. Предметом государственного контракта по названому лоту являлось выполнение работ, услуг по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, расположенных на территории Государственного учреждения "Курганское лесничество", общей площадью 13840 га (Старопросветское участковое лесничество, Мастерские участки, Сычевский, кварталы 1-119).
В отношении заявок на участие в конкурсе была объявлена следующая информация: наименование участника размещения заказа; наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией; условия исполнения государственного контракта, указанные в заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно таблице результатов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (приложение N 3 к названному протоколу) по лоту N 3 поступило 4 заявки: от предпринимателя Невзорова А.Ф., предприятия, предпринимателя Надирашвили С.Т. и общества.
Предпринимателем Невзоровым А.Ф. государственному заказчику были представлены документы на 59 листах, в том числе заявка, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копия паспорта и сведения об участнике размещения заказа.
Конкурсной комиссией 13.02.2009 проведена процедура оценки и сопоставления всех поданных заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе по лоту N 3,о чем был составлен протокол N 02 с приложениями.
В соответствии с данным протоколом победителем конкурса по лоту N 3 признан предприниматель Невзоров А.Ф.
На основании жалобы предпринимателя Надирашвили С.Т. управлением проведена проверка соблюдения департаментом законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В ходе проверки управлением установлено нарушение ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ, выразившееся в необоснованном допуске к участию в конкурсе заявки предпринимателя Невзорова А.Ф.
По результатам проверки антимонопольный орган вынес решение от 24.02.2009 N 05-02/15-09 о нарушении заказчиком законодательства о размещении заказов и предписание от 24.02.2009 N 05-02/15-09 об устранении выявленного нарушения.
Не согласившись с указанными ненормативными актами, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 данного Закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В силу ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно подп. "в" п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, подп. "в" п. 3 конкурсной документации на выполнение работ для департамента "Требования к содержанию и форме заявки, инструкция по ее заполнению", утвержденной приказом от 12.01.2009 N 9, заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 указанного Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 данного Закона), ч. 2 ст. 31.4 или ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что к заявке предпринимателя Невзорова А.Ф. в качестве документа, подтверждающего полномочия Невзорова А.Ф. на осуществление действий от имени главы крестьянского (фермерского) хозяйства Невзорова А.Ф., была приложена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.10.2008 N 507 и копия его паспорта. При этом свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Невзоров А.Ф., к заявке на участие в конкурсе не приложено.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В силу ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 257 Гражданского кодекса Российской Федерации), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 2, 27 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц", реестр является федеральным информационным ресурсом, собственником которого является Российская Федерация.
Пунктом 12 названных Правил определено, что внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю указанный документ и выписку из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств: форма N Р61002 - Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение N 6); форма N Р60005 - Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве (приложение N 7).
Таким образом, обоснованным является вывод судов о том, что, поскольку в заявке предпринимателя Невзорова А.Ф. не был представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, государственный заказчик не вправе был допускать к участию в конкурсе по лоту N 3 данную заявку.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали департаменту в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа соответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании законодательства.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 по делу N А34-1010/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по тому же делу, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 названных Правил определено, что внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю указанный документ и выписку из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств: форма N Р61002 - Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение N 6); форма N Р60005 - Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве (приложение N 7).
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании законодательства.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 по делу N А34-1010/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по тому же делу, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2009 г. N Ф09-7306/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2010 г. N 16486/09 настоящее постановление отменено