Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 сентября 2009 г. N Ф09-7430/09-С1
Дело N А60-16484/2009-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Ященок Т.П., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Нижнетагильской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А60-16484/2009-С9 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Бородин Д.А. (доверенность от 28.09.2009 N 05-07/6523), Картагина Е.Н. (доверенность от 29.12.2008 N 05-09/8331);
открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" (далее - общество) - Златковский А.В. (доверенность от 01.09.2008 N 339).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни от 17.04.2009 N 10509000-62/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 26560 руб.
Решением суда от 20.05.2009 (судья Киселев Ю.К.) в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 (судьи Савельева Н.М., Нилогова Т.С., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено. Заявление общества удовлетворено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о необходимости применения упрощенного порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками таможенного союза, допускающего приоритетный порядок таможенного оформления без взимания таможенных сборов за таможенное оформление и декларирование товаров путем подачи транспортных либо товаротранспортных документов, которые должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей.
Как следует из материалов дела, 02.04.2008 в адрес общества из Республики Беларусь по транзитной декларации N 10113090/180308/1000033 (железнодорожной накладной 09733339) поступил товар - боковые рамы тележек грузовых вагонов в количестве 10 единиц.
Общество обратилось на Нижнетагильский пост таможни с заявлением о разрешении на перемещение указанных товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита в упрощенном порядке из постоянной зоны таможенного контроля на склад временного хранения, владельцем которого является федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Уралвагонзавод".
В отношении товара таможней осуществлена процедура внутреннего таможенного транзита в упрощенном порядке, для помещения боковых рам тележек грузовых вагонов на склад временного хранения таможенным органом установлен срок помещения до 03.04.2008.
Общество товар на склад временного хранения не помещало, а также по установленной форме не задекларировало.
По факту не декларирования товара таможенным органом проведена специальная таможенная ревизия, составлен акт от 13.02.2009 и протокол об административном правонарушении от 03.04.2009, на основании которого вынесено постановление от 17.04.2009 N 10509000-62/2009 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 26560 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционный суд отменил решение суда и удовлетворил заявление общества, указав на отсутствие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 1 ст. 16.2 Кодекса установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих лицензированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 3 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли", применяемого и Республикой Беларусь и Российской Федерацией, установлено, что договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся сторон.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 "О Таможенном союзе", Указом Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации данного Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" - отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или Республики Беларусь. Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано разработать упрощенный порядок декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из республики Беларусь и ввозимых на территорию Российской Федерации.
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Правительством Республики Беларусь, Правительством Российской Федерации было подписано Соглашение от 24.09.1999 "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками таможенного союза". Согласно ст. 8 и 9 названного Соглашения установлено, что таможенное оформление товаров производится в приоритетном порядке без взимания таможенных сборов за таможенное оформление, а декларирование товаров осуществляется путем подачи в таможенный орган транспортных, либо товаросопроводительных документов, которые должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей. Упрощенный порядок таможенного оформления установлен в отношении товаров, происходящих с территории государств сторон Соглашения и перемещаемых между государствами сторон, за исключением подакцизных товаров, валюты, валютных и культурных ценностей, оружия, а также иных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и налогами, и к которым не применяются меры экономической политики в соответствии с национальными законодательствами государств сторон (ст. 2 данного Соглашения).
Из анализа указанных норм права апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что товары, происходящие с территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Республики Беларусь, а также товары, происходящие с территории Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации, не подлежат таможенному оформлению в общеустановленном порядке с подачей грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных платежей (ст. 123, 319 Таможенного кодекса Российской Федерации). Указанные товары подлежат декларированию в упрощенном порядке, предусмотренном Соглашением от 24.09.1999 "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками таможенного союза". При этом нормы Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли" распространяются и на отношения, возникшие при ввозе организациями в Российскую Федерацию товара российского происхождения, ранее вывезенного в Республику Беларусь.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорный товар (боковые рамы тележек грузовых вагонов-цистерн в количестве 10 единиц) является товаром российского происхождения приобретенным обществом с ограниченной ответственностью "Сырьевые ресурсы-Бел" (Республика Беларусь) у открытого акционерного общества "Рузхиммаш" (Республика Мордовия) по договорам поставки, в свободное обращение на территории Республики Беларусь не выпускался. Названный товар был забракован и возвращен в адрес завода-изготовителя на территорию Российской Федерации, которым является общество.
Так как таможенное оформление товаров, в общеустановленном порядке с подачей грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных платежей, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь, отменено вне зависимости от направления перемещения товаров через совместную границу, следовательно, апелляционный суд правомерно указал, что привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса, за не декларирование в общеустановленном порядке, ввезенного обществом в Российскую Федерацию товара российского происхождения, ранее вывезенного в Республику Беларусь, является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод таможенного органа о необходимости таможенного оформления данной категории товаров в общем порядке судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании закона.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А60-16484/2009-С9 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Нижнетагильской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорный товар (боковые рамы тележек грузовых вагонов-цистерн в количестве 10 единиц) является товаром российского происхождения приобретенным обществом с ограниченной ответственностью "Сырьевые ресурсы-Бел" (Республика Беларусь) у открытого акционерного общества "Рузхиммаш" (Республика Мордовия) по договорам поставки, в свободное обращение на территории Республики Беларусь не выпускался. Названный товар был забракован и возвращен в адрес завода-изготовителя на территорию Российской Федерации, которым является общество.
Так как таможенное оформление товаров, в общеустановленном порядке с подачей грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных платежей, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь, отменено вне зависимости от направления перемещения товаров через совместную границу, следовательно, апелляционный суд правомерно указал, что привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса, за не декларирование в общеустановленном порядке, ввезенного обществом в Российскую Федерацию товара российского происхождения, ранее вывезенного в Республику Беларусь, является незаконным и необоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2009 г. N Ф09-7430/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника