Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 октября 2009 г. N Ф09-6398/09-С4
Дело N А76-5238/2009-57-139
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Лиходумовой С.Н., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (далее -межрайонная инспекция по Республике Бурятия) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2009 по делу N А76-5238/2009-57-139 по заявлению межрайонной инспекции по Республике Бурятия к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция по Калининскому району г. Челябинска), третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (далее - общество "Спецпроект"), Поволяев Олег Васильевич, Березина Елена Валерьевна, о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Межрайонная инспекция по Республике Бурятия обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции по Калининскому району г. Челябинска, третьи лица - общество "Спецпроект", Поволяев О.В., Березина Е.В. о признании недействительным решения инспекции по Калининскому району г. Челябинска от 11.12.2008 N 5673 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Спецпроект".
Решением суда от 22.05.2009 (судья Щукина Г.С.) в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции по Калининскому району г. Челябинска от 11.12.2008 N 5673 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Спецпроект" отказано.
В порядке апелляционного производства решение от 22.05.2008 не пересматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция по Республике Бурятия просит решение суда от 22.05.2009 отменить, признать государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недействительной, отменить решение инспекции по Калининскому району г. Челябинска от 11.12.2008 N 5673, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". по мнению заявителя, доказанная недостоверность сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр юридических лиц) на основании заявления юридического лица, является одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации внесенных изменений, другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации в связи с представлением заявителем полного пакета документов не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о признании государственной регистрации недействительной по мотиву доказанной недостоверности сведений.
Лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Как следует из материалов дела, общество "Спецпроект" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией по Калининскому району г. Челябинска 19.01.2007. Единственным учредителем общества на момент его регистрации являлась Березина Е.В.
Согласно решению учредителя общества "Спецпроект" Березиной Е.В. от 03.12.2008 N 2 в соответствии с договором купли-продажи доли в уставном капитале названного общества от 03.12.2008 из состава участников общества вышла Березина Е.В. и единственным участником стал поволяев О.В., изменено место нахождения общества на: 671632, Республика Бурятия, Курумканский район, г. Улюнхан, ул. Ленина, д. 10, оф. 2, утверждены соответствующие изменения в Устав общества, на должность директора вместо освобожденной от должности Березиной Е.В. назначен поволяев О.В., обязанность зарегистрировать изменения в Устав общества "Спецпроект", изменения, не связанные с внесением таких изменений в учредительные документы названного общества, возложена на его директора.
На основании заявления, поданного в инспекцию по Калининскому району г. Челябинска 05.12.2008 Поволяевым О.В., указанной инспекцией принято решение от 11.12.2008 N 5673 о регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества "Спецпроект" об изменении состава участников общества и его места нахождения. При этом заявителем представлено гарантийное письмо обществу с ограниченной ответственностью "Пирамида" о заключении с обществом "Спецпроект" в течение трех дней с момента его регистрации в инспекции г. Улюнхан, Республики Бурятия договора аренды нежилого помещения по адресу: 671632, Республика Бурятия, Курумканский район, г. Улюнхан, ул. Ленина, д. 10, оф. 2.
В связи с изменением места нахождения общества "Спецпроект" его регистрационное дело с сопроводительным письмом от 20.02.2009 N 01-01-11/2/0151 деп направлено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Бурятия в межрайонную инспекцию N 9 по Республике Бурятия.
В результате предпринятых межрайонной инспекцией по Республике Бурятия мер с целью проверки достоверности сведений, представленных обществом "Спецпроект", установлено, что общество "Спецпроект" по названному адресу не находится. Гарантийное письмо общества "Пирамида" подписано Лаврищевым А.С., который согласно выписке из реестра юридических лиц не является ни директором, ни участником названного общества.
по мнению заявителя, при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Спецпроект", заявителем представлены документы, содержащие недостоверные данные, а также документы, составленные с нарушением положений ст. 9, 17 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Межрайонная инспекция по Республике Бурятия также полагает, что заявителем не представлено решение о внесении изменений в учредительные документы общества "Спецпроект", так как решение учредителя от 03.12.2008 N 2 принято, как считает межрайонная инспекция по Республике Бурятия, неуполномоченным лицом - Березиной Е.В., тогда как на основании договора купли-продажи доли от 03.12.2008 учредителем общества "Спецпроект" стал поволяев О.В. Кроме того, в действиях общества, представившего недостоверные сведения, имеются признаки недобросовестного поведения и злоупотребления гражданскими правами.
Поскольку на государственную регистрацию обществом "Спецпроект" представлены документы, содержащие сведения, недостоверность которых установлена, межрайонная инспекция по Республике Бурятия обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества "Спецпроект" и об отмене решения инспекции по Калининскому району г. Челябинска о государственной регистрации от 11.12.2008 N 5673.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что поскольку обществом "Спецпроект" на государственную регистрацию был представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренный ст. 17 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений.
Судом также отмечено, что отсутствие юридического лица после государственной регистрации по новому адресу не является доказательством того, что на момент регистрации этим лицом были представлены недостоверные сведения о месте нахождения, и не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества "Спецпроект".
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются одновременное несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и текст этих изменений; документ об уплате государственной пошлины.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на государственную регистрацию изменений в учредительные документы общества "Спецпроект" заявителем поданы все предусмотренные законом документы. Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у инспекции по Калининскому району г. Челябинска не имелось, в связи с чем было принято решение от 11.12.2008 N 5673. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о регистрации не предусмотрена.
В силу п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
С учетом изложенного, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказ суда в удовлетворении заявления межрайонной инспекции по Республике Бурятия о признании недействительным решения инспекции по Калининскому району г. Челябинска от 11.12.2008 N 5673 является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и материалов дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции и влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 22.05.2009 является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2009 по делу N А76-5238/2009-57-139 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2009 г. N Ф09-6398/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника