Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 октября 2009 г. N Ф09-7639/09-С1
Дело N А47-2186/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Лимонова И.В., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.07.2009 по делу N А47-2186/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Уральская строительная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению, Отделу государственного пожарного надзора по г. Оренбургу (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления отдела от 11.03.2009 N 17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс; с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.07.2009 (судья Сердюк Т.В) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление отдела признано незаконным и отменено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению управления, в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено и материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава (в том числе вины) вменяемого административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, в период с 05.02.2009 по 09.02.2009 отделом на основании распоряжения от 04.02.2009 N 33 проведена внеплановая проверка соблюдения обществом требований пожарной безопасности на строительной площадке, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Гагарина, д. 27/1.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, содержащихся в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-ОЗ), выразившиеся в следующем: строительная площадка не обеспечена противопожарным водоснабжением от пожарных гидрантов на водопроводной сети (не представлены акты на водоотдачу ближайшего пожарного гидранта, отсутствуют рукава (магистральной линии, стволы; п. 609 ППБ 01-ОЗ); на въезде на стройплощадку не установлен план пожарной защиты с нанесенными строящимися и вспомогательными зданиями и сооружениями, выездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи (п. 575 ППБ 01-ОЗ); строительный вагончик (временное строение) расположен на расстоянии менее 15 м от трансформаторной подстанции (п. 24 ППБ 01-ОЗ); в помещениях вагончика допускается эксплуатация электроламп без плафонов (п. 53 ППБ 01-ОЗ).
По результатам проверки отделом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2009 N 17 и вынесено постановление от 11.03.2009 N 17 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 19 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности управлением наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
В силу ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 Кодекса).
В силу ч. 2 ст. 26.2 Кодекса обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом ч. 3 ст. 26.2 Кодекса определено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517 (далее - Регламент), определена последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности.
Таким образом, мероприятия по контролю (административные процедуры) в целях исполнения указанной функции государственного управления, должны соответствовать требованиям установленным к их проведению Регламентом.
Несоблюдение требований Регламента при осуществлении проверочных действий (мероприятий по контролю) влечет недействительность результатов указанных действий.
Согласно п. 67 Регламента по результатам мероприятий по надзору государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, осуществляющим (осуществляющими) мероприятие по надзору, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах.
Пунктом 20 Регламента установлено, что выполнение административных процедур исполнения государственной функции может быть закончено составлением и вручением акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности, а также процедурой или совокупностью следующих процедур: возбуждением дела об административном правонарушении, вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Таким образом, составление акта проверки является требованием Регламента, несоблюдение которого влечет невозможность осуществления таких процедур, как возбуждение дела об административном правонарушении, вынесение постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам проведенной проверки отделом был составлен только рапорт от 06.02.2009, акт проверки им не составлялся.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что вина общества в силу ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
Между тем из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления в нарушение ст. 29.10 Кодекса вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отделом не исследовался.
Данное обстоятельство само по себе является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.07.2009 по делу N А47-2186/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 20 Регламента установлено, что выполнение административных процедур исполнения государственной функции может быть закончено составлением и вручением акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности, а также процедурой или совокупностью следующих процедур: возбуждением дела об административном правонарушении, вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении.
...
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам проведенной проверки отделом был составлен только рапорт от 06.02.2009, акт проверки им не составлялся.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что вина общества в силу ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
Между тем из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления в нарушение ст. 29.10 Кодекса вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отделом не исследовался."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2009 г. N Ф09-7639/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника