Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 октября 2009 г. N Ф09-7613/09-С2
Дело N А60-13120/2009-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Артемьевой Н.А., судей Меньшиковой Н.Л., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2009 по делу N А60-13120/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" Муниципального образования город Асбест (далее - предприятие "Горэнерго", налогоплательщик) к инспекции об обязании возместить из бюджета налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Белоглазова А.В. (доверенность от 18.12.2008 б/н);
предприятия "Горэнерго" - Ваулин Д.А. (доверенность от 26.01.2009 б/н).
Предприятие "Горэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к инспекции об обязании возместить из бюджета НДС в сумме 1441263 руб.
Решением суда от 22.05.2009 (судья Шавейникова О.Э.) исковые требования удовлетворены. На инспекцию возложена обязанность возвратить предприятию "Горэнерго" из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 1441263 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 (судьи Богданова Р.А., Грибиниченко О.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку трехлетний срок представления налоговых деклараций по НДС за февраль, март 2004 года предприятием "Горэнерго" пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Горэнерго" возражает против доводов инспекции, указывая на соблюдение им трехлетнего срока исковой давности (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, предприятие "Горэнерго" представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за февраль и март 2004 года, исключив из налоговой базы бюджетные средства, выделенные на покрытие убытков, финансирование расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Согласно уточненным налоговым декларациям за февраль 2004 года возмещению подлежал НДС в сумме 446260 руб., за март 2004 года в сумме 995003 руб.
Инспекцией вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2009 N 11-32/24, от 14.01.2009 N 11-32/26, в соответствии с которыми возмещение НДС заявлено налогоплательщиком правомерно, но налог не подлежит возмещению, в связи с истечением трехлетнего срока подачи налоговых деклараций, установленного п. 2 ст. 173 Кодекса.
Предприятие "Горэнерго" обращалось в инспекцию с заявлениями от 25.11.2008 N 1, от 21.01.2009 N 54/07 о возврате переплаты по НДС, в том числе за февраль и март 2004 года, образовавшейся в результате ошибочного выделения и уплаты в бюджет НДС с сумм бюджетного финансирования, предназначенного на компенсацию убытков предприятия и предоставление льгот отдельным категориям потребителей, после чего обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из наличия оснований для возврата НДС из бюджета и соблюдения предприятием "Горэнерго" при обращении в суд срока исковой давности (ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела.
В ходе камеральных налоговых проверок представленных предприятием "Горэнерго" уточненных налоговых деклараций по НДС за февраль и март 2004 года инспекцией установлено, что налогоплательщиком включались в налоговую базу по НДС денежные средства, выделенные из бюджета на финансирование расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары, (работы, услуги) и предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Суммы субсидий в соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются.
По результатам проверок инспекцией сделан вывод о том, что возмещение НДС заявлено предприятием "Горэнерго" правомерно, но уточненные налоговые декларации по НДС представлены в налоговый орган по истечение трех лет после окончания налогового периода, в связи с чем налог возмещению из бюджета не подлежит (п. 2 ст. 173 Кодекса).
В силу подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 6, 7 ст. 78 Кодекса).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, пропуск указанного срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и инспекцией не опровергнуто, что о факте излишней уплаты НДС за февраль и март 2004 года предприятию "Горэнерго" стало известно 07.07.2006, с даты вынесения главным распорядителем бюджетных средств муниципальным учреждением "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства г. Асбест" акта проверки использования бюджетного финансирования предприятием "Горэнерго".
Заявление о возврате излишне уплаченного налога подано в арбитражный суд 14.04.2009, то есть до истечения трехлетнего срока исковой давности с того момента, когда налогоплательщику стало известно о наличии переплаты.
При таких обстоятельствах суды, установив наличие излишней уплаты налога в связи с завышением налоговой базы, правомерно удовлетворили требование предприятия "Горэнерго" о возврате из бюджета НДС за февраль и март 2004 года в общей сумме 1441263 руб.
Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, поскольку противоречат материалам дела, установленным судами обстоятельствам, и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2009 по делу N А60-13120/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.7 ст.78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Общество обратилось в суд с иском к налоговому органу об обязании возместить из бюджета НДС.
По мнению налогового органа, заявленное налогоплательщиком требование не подлежит удовлетворению, поскольку трехлетний срок представления налоговых деклараций по НДС за февраль, март 2004 года предприятием пропущен.
Как указал суд, о факте излишней уплаты НДС за февраль и март 2004 года предприятию стало известно 07.07.2006, с даты вынесения главным распорядителем бюджетных средств муниципальным учреждением акта проверки использования бюджетного финансирования предприятием.
Заявление о возврате излишне уплаченного налога подано в арбитражный суд 14.04.2009, то есть до истечения трехлетнего срока исковой давности с того момента, когда налогоплательщику стало известно о наличии переплаты.
С учетом данных обстоятельств, установив наличие излишней уплаты налога в связи с завышением налоговой базы, суд удовлетворил требование предприятия о возврате из бюджета НДС за февраль и март 2004 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2009 г. N Ф09-7613/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника