Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 октября 2009 г. N Ф09-7827/09-С4
Дело N А76-7777/2009-61-114
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Дядченко Л.В., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (далее - межрайонная инспекция по г. Чите) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2009 по делу N А76-7777/2009-61-114 по заявлению межрайонной инспекции по г. Чите к Инспекции федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция по Калининскому району г. Челябинска), третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Трест-строй" (далее - общество "Трест-Строй"), Кульсафарова Гюзель Зуфаровна, Смагин Сергей Сергеевич, Метликин Евгений Сергеевич, Кожевников Евгений Витальевич, о признании незаконным решения от 02.12.2008 N 5507.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Межрайонная инспекция по г. Чите обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции по Калининскому району г. Челябинска, третье лицо - общество "Трест-Строй", о признании незаконным решения от 02.12.2008 N 5507 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы названного общества и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - реестр юридических лиц) записи за ОГРН 2087447193183 от 02.12.2008.
Определением от 24.04.2009 к участию в деле в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Кульсафарова Г.З., Смагин С.С., Метликин Е.С., Кожевников Е.В.
Решением суда от 16.06.2009 (судья Тиунова Т.В.) в удовлетворении требований межрайонной инспекции по г. Чите к инспекции по Калининскому району г. Челябинска о признании незаконным решения от 02.12.2008 N 5507 отказано.
В порядке апелляционного производства решение от 16.06.2009 не пересматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция по г. Чите просит решение суда от 16.06.2009 отменить, принять новый судебные акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов неопределенного круга лиц. По мнению заявителя, в результате регистрации изменения места нахождения юридического лица на основании документов, содержащих заведомо ложные сведения, нарушаются права кредиторов и иных лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения с указанным юридическим лицом, а также непосредственно права межрайонной инспекции по г. Чите, связанные с осуществлением налогового контроля в отношении налогоплательщика, подлежащего постановке на налоговый учет по месту его нахождения. Межрайонная инспекция по г. Чите полагает, что недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию, влечет недействительность этих документов и недействительность решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Отсутствие у налогового органа полномочий по проверке достоверности представленной информации не может препятствовать признанию незаконным ненормативного акта государственного органа при наличии нарушения данным актом прав неопределенного круга лиц и несоответствия этого акта закону.
Инспекция по Калининскому району г. Челябинска в письменном отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции от 16.06.2009 - без изменения,
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Трест-Урал-Строй" (далее - общество "Трест-Урал-Строй") зарегистрировано в качестве юридического лица 11.04.2003 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция по Центральному району г. Челябинска). Учредителями общества на момент его регистрации являлись Кожевников Е.В., Смагин С.С., Метликин Е.С.
Согласно изменениям N 2 в учредительные документы названного общества, утвержденным общим собранием участников общества 09.02.2005 и зарегистрированным инспекцией по Центральному району г. Челябинска, единственным участником общества стал Кожевников Е.В.
В соответствии с решением учредителя общества "Трест-Урал-Строй" Кожевникова Е.В. от 25.11.2008 N 7 в связи с продажей им по договору купли-продажи от 25.11.2008 доли в уставном капитале общества Кульсафаровой Г.З. Кожевников Е.В. вышел из состава участников, освобожден от должности директора общества, на которую назначена Кульсафарова Г.З., изменено название общества на "Трест-Строй", изменено место нахождения общества на: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, д. 52, принято решение зарегистрировать изменения N 4 к Уставу общества "Трест-Урал-Строй".
На основании заявления, поданного в инспекцию по Калининскому району г. Челябинска 26.11.2008 Кульсафаровой Г.З., указанной инспекцией принято решение от 02.12.2008 N 5507 о регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - реестр юридических лиц), связанных с внесением изменений в учредительные документы общества "Трест-Урал-Строй" об изменении названия общества, состава его участников и места нахождения. При этом заявителем представлено гарантийное письмо общества с ограниченной ответственностью "Ника" о заключении с обществом "Трест-Урал-Строй" в течение трех дней с момента постановки его на учет в Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чита договора аренды нежилого помещения по адресу: 672000, Читинская область, г. Чита, ул. Бабушкина, д. 52.
В связи с изменением места нахождения общества "Трест-Урал-Строй" его регистрационное дело с сопроводительным письмом от 27.02.1009 N 06-38/1939 деп направлено инспекцией по Калининскому району г. Челябинска в межрайонную инспекцию по г. Чите.
При проведении мероприятий налогового контроля на основании ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") межрайонной инспекцией по г. Чите установлено, что общество "Трест-Строй" по адресу, указанному в учредительных документах, не находится. При проверке гарантийного письма, предоставленного обществом с ограниченной ответственностью "Ника", также установлено наличие признаков подделки печати этого общества и отсутствие у Кравцова М.С., подписавшего письмо, полномочий директора общества с ограниченной ответственностью "Ника".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 8 августа 2001 г. следует читать как "N 129-ФЗ"
Поскольку на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества "Трест-Урал-Строй", представлены документы, не соответствующие требованиям ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 5, 8, 12, 17, 18 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части обязательных сведений о месте нахождения юридического лица, и государственная регистрация изменения его места нахождения и внесение записи в реестр юридических лиц осуществлены на основании документов, содержащих заведомо ложные сведения, что, по мнению заявителя, является основанием для признания незаконным решения инспекции по Калининскому району г. Челябинска от 02.12.2008 N 5507 о государственной регистрации внесенных в учредительные документы общества "Трест-Урал-Строй" изменений, межрайонная инспекция по г. Чите обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что поскольку обществом "Трест-Урал-Строй" на государственную регистрацию был представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренный ст. 17 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у инспекции по Калининскому району г. Челябинска отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений.
Судом также отмечено, что доказательств наличия у регистрирующего органа информации о недостоверности представленных на регистрацию сведений и отсутствия общества на момент регистрации изменений по указанному в представленных документах адресу в материалах дела не содержится, обязанность указания достоверной информации возложена законом на заявителя, а представление документов, соответствующих по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, порождает обязанность регистрирующего органа внести соответствующие сведения в реестр юридических лиц. Кроме того, заявителем не представлено доказательств публичности нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются одновременное несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и текст этих изменений; документ об уплате государственной пошлины.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на государственную регистрацию изменений в учредительные документы общества "Трест-Урал-Строй" заявителем поданы все предусмотренные законом документы. Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у инспекции по Калининскому району г. Челябинска не имелось, в связи с чем было принято решение от 02.12.2008 N 5507. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о регистрации не предусмотрена.
В силу п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
С учетом изложенного, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказ суда в удовлетворении заявления межрайонной инспекции по г. Чите о признании недействительным решения инспекции по Калининскому району г. Челябинска от 02.12.2008 N 5507 является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и материалов дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции и влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 16.06.2009 является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2009 по делу N А76-7777/2009-61-114 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2009 г. N Ф09-7827/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника