Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 октября 2009 г. N Ф09-7926/09-С3
Дело N А71-5596/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2009 по делу N А71-5596/2009.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Шамшурина В.В. (доверенность от 11.01.2009 N 03-Д);
общества с ограниченной ответственностью "Уралэнерго-диагностика" (далее - общество) - Осинкина А.А. (доверенность от 04.03.2009 N 873), Набиуллина Д.М. (доверенность от 25.06.2009 N 1078);
управления финансов администрации г. Ижевска - Возжаева В.Н. (доверенность от 12.01.2009 N 13-14/01);
управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска - Возжаева В.Н. (доверенность от 12.01.2009 N 01-29-69).
Представители муниципального образования "Город Ижевск", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к учреждению и муниципальному образованию "Город Ижевск" о взыскании задолженности в сумме 887119 руб. 28 коп. по оплате выполненных подрядных работ по муниципальному контракту от 02.12.2008 N 140/2.4.17.
Определением суда от 03.06.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление финансов администрации г. Ижевска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска.
Решением суда от 10.07.2009 (резолютивная часть от 06.07.2009; судья Бакулев С.Ю.) с учреждения, а при недостаточности денежных средств у учреждения, с муниципального образования "Город Ижевск" в лице управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска за счет средств казны муниципального образования "Город Ижевск", в пользу общества взыскано 887119 руб. 28 коп. В удовлетворении требований к управлению финансов администрации г. Ижевска отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учреждение полагает, что поскольку при заключении договоров на выполнение работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, возникшим в связи с исполнением муниципального контракта, является муниципальное образование.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на то, что учреждение, являясь юридическим лицом, и стороной по муниципальному контракту от 02.12.2008 N 140/2.4.17, принявшей на себя обязательства по оплате работ, предусмотренных контрактом, самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. В случае недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения должен нести собственник имущества учреждения, которым является муниципальное образование "Город Ижевск".
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска в отзыве на кассационную жалобу также просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на то, что учреждение в соответствии с уставом участвует в формировании, размещении (заключении договоров) и обеспечении выполнения заказа по содержанию, эксплуатации, ремонту (включая капитальный) объектов жилищно-коммунального хозяйства и оказанию услуг жилищно-коммунального назначения на территории г. Ижевска.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска ссылается на то, что учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевой счет, открытый ему в Федеральном казначействе. Решением Городской думы г. Ижевска от 19.12.2008 N 464 "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2009 г." предусмотрены расходы на погашение образовавшейся кредиторской задолженности по договорам, заключенным в целях содержания и обслуживания бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры г. Ижевска. Лимиты бюджетных обязательств по данным расходам доведены до бюджетополучателя (учреждения) в январе 2009 г.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между учреждением (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 02.12.2008 N 140/2.4.17 на временное обслуживание и текущий ремонт объектов, имеющих признаки безхозяйных.
В соответствии с п. 1 контракта заказчик поручает, а исполнитель обязуется собственными силами и средствами, на свой страх и риск, временно обслуживать и производить текущий ремонт объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренных приложением N 1.
Стоимость работ и услуг, предусмотренных контрактом, составила 980000 руб., в том числе НДС (п. 3.1.1. контракта).
Во исполнение условий договора обществом в период с декабря 2008 г. по январь 2009 г. в полном объеме оказаны, а учреждением без замечаний по объему, качеству и срокам оказанных услуг и выполненных работ приняты услуги по временному обслуживанию и работы по текущему ремонту объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с п. 5.2 контракта заказчик обязался оплатить выполненные работы на основании предъявленных исполнителем счетов-фактур с приложением актов, не позднее 30 дней со дня регистрации счета-фактуры.
Согласно п. 5.5 контракта источником оплаты выполненных работ являются средства городского бюджета.
Оплата выполненных работ в полном объеме не произведена.
Суд удовлетворил заявленные требования, руководствуясь ст. 120, 763, п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", сделав выводы о том, что при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является муниципальное образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся бюджетные денежные средства, выделенные для оплаты работ для муниципальных нужд; учреждение, являясь юридическим лицом, и стороной по муниципальному контракту от 02.12.2008 N 140/2.4.17, принявшей на себя обязательства по оплате работ, предусмотренных контрактом, самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам; в случае недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества учреждения, которым является муниципальное образование "Город Ижевск".
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии со ст. 48, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона.
В случае, если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Поскольку при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование.
Между тем, характер обязательств, возникших у сторон в связи с исполнением муниципального контракта от 02.12.2008N 140/2.4.17, судом не установлен.
Пунктом 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В связи с тем, что при исполнении муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд обязательства возникают у муниципального образования, указанные обязательства не являются обязательствами учреждения, положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие субсидиарную ответственность по обязательствам частного или бюджетного учреждения собственника его имущества, не подлежат применению.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит принять во внимание указанные обстоятельства, полно и всесторонне исследовать доводы сторон и представленные ими доказательства, дать им надлежащую правовую оценку и принять судебный акт в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2009 по делу N А71-5596/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
...
Пунктом 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В связи с тем, что при исполнении муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд обязательства возникают у муниципального образования, указанные обязательства не являются обязательствами учреждения, положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие субсидиарную ответственность по обязательствам частного или бюджетного учреждения собственника его имущества, не подлежат применению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2009 г. N Ф09-7926/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника