Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 октября 2009 г. N Ф09-7792/09-С2
Дело N А50-8267/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2008 г. N Ф09-6581/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Сухановой Н.Н., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2009 по делу N А50-8267/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Рублева Л.В. (доверенность от 31.12.2008);
муниципального унитарного предприятия "Пермгоркоммунтепло" (далее - предприятие) - Базина О.В. (доверенность от 22.04.2009).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решений инспекции от 10.03.2009 N 774, 2714 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за III квартал 2008 г. в сумме 5 271 017 руб., доначисления налога в сумме 674 865 руб. и пеней в сумме 2632 руб.
Решением суда от 15.06.2009 (судья Дубов А.В.) заявленные предприятием требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа не имелось оснований для отказа налогоплательщику в возмещении НДС.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Инспекция считает неправомерным применение предприятием налоговых вычетов в связи с тем, что услуги, оказанные налогоплательщику обществом с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания", не имеют отношения к предпринимательской деятельности, облагаемой НДС.
Проверив доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, и материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 23.04.2008 по делу N А50-14995/2007-Б1 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Предприятием представлена в инспекцию налоговая декларация по НДС за III квартал 2008 г., в которой к возмещению из бюджета заявлен НДС в сумме 5 271017 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации 10.03.2009 налоговым органом вынесены решение N 2714 о доначислении НДС в сумме 674 865 руб., пеней в сумме 2 632 руб. и отказе в возмещении налога в сумме 5 271 017 руб., а также решение N 774 об отказе в возмещении НДС в сумме 5 271 017 руб.
Основанием для вынесения названных решений послужил вывод налогового органа о необоснованном применении предприятием в III квартале 2008 г. для целей исчисления налога налоговых вычетов в сумме 5 945 882 руб.
В силу п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Арбитражным судом установлено, что в налоговой декларации по НДС за III квартал 2008 г. налогоплательщик заявил налоговые вычеты в сумме 5 945 882 руб. по счетам-фактурам, выставленным обществом с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" за проведение инвентаризации имущества предприятия (инженерных сетей, теплотрасс), и с сумм агентского вознаграждения.
В жалобе инспекция ссылается на неправомерность применения предприятием налоговых вычетов в связи с тем, что услуги, оказанные налогоплательщику названным обществом, не имеют отношения к предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, поскольку в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства, единственной целью которой является погашение задолженности перед кредиторами.
Реальность затрат предприятия по оплате услуг по инвентаризации его имущества, принятие их на учет, наличие у налогоплательщика всех надлежащим образом оформленных счетов-фактур и соответствующих первичных документов налоговым органом не оспаривается.
Проведение предприятием инвентаризации является обязанностью конкурсного управляющего в силу п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Налоговое законодательство не содержит положений, предусматривающих специальный порядок применения налоговых вычетов для налогоплательщиков, в отношении которых введена процедура конкурсного производства.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" Кодекс не исключает из числа операций, облагаемых НДС, операции по реализации имущества, составляющего конкурсную массу; п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве не содержит специального регулирования в отношении каких-либо налогов, в силу чего данная норма подлежит применению также и к требованиям по уплате НДС, исчисленного должником по итогам налоговых периодов, истекших после открытия конкурсного производства.
Арбитражные суды, указав на то, что признание предприятия банкротом не влечет прекращение его деятельности, и что оказанные предприятию услуги по инвентаризации имущества будут использованы в дальнейшем для осуществления операций (реализации имущества), признаваемых объектом обложения НДС, сделали выводы об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа налогоплательщику в применении права на налоговый вычет по НДС в сумме 5 945 882 руб.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение и постановление судов являются законными. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2009 по делу N А50-8267/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проведение предприятием инвентаризации является обязанностью конкурсного управляющего в силу п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Налоговое законодательство не содержит положений, предусматривающих специальный порядок применения налоговых вычетов для налогоплательщиков, в отношении которых введена процедура конкурсного производства.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" Кодекс не исключает из числа операций, облагаемых НДС, операции по реализации имущества, составляющего конкурсную массу; п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве не содержит специального регулирования в отношении каких-либо налогов, в силу чего данная норма подлежит применению также и к требованиям по уплате НДС, исчисленного должником по итогам налоговых периодов, истекших после открытия конкурсного производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2009 г. N Ф09-7792/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника