Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 октября 2009 г. N Ф09-8022/09-С1
Дело N А71-5246/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ижевское транспортно-эксплуатационное предприятие" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2009 по делу N А71-5246/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее - управление, административный орган) - Суханова Н.Н. (доверенность от 09.04.2009 N 7).
От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 16.04.2009 N 94-09/87 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2009 (судья Глухов Л.Ю.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Нилогова Т.С.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. Общество ссылается на отсутствие умысла на совершение данного правонарушения.
Как следует из материалов дела, в управление поступила информация из Центрального банка Российской Федерации о факте нарушения обществом п. 3.14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
С целью выяснения обстоятельств нарушения административным органом проведена проверка, в ходе которой установлено, что общество 19.05.2008 заключило внешнеторговый договор с нерезидентом - Ижевским филиалом общества с ограниченной ответственностью "Усяпы" (Турция) на оказание транспортных услуг.
Согласно акту выполненных работ на транспортные услуги от 30.06.2008, составленному между названными сторонами договора, за период с 02.06.2008 по 30.06.2008 обществом были оказаны транспортные услуги нерезиденту - Ижевскому филиалу общества с ограниченной ответственностью "Усяпы" (Турция).
Для учета валютных операций обществом 16.06.2008 в филиале открытого акционерного общества "Бинбанк" в г. Ижевске был оформлен паспорт сделки N 08060001/2562/0017/3/0, то есть с нарушением установленного срока на 14 календарных дней.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 13.04.2009.
По результатам проверки управлением 13.04.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 94-09/87, на основании которого 16.04.2009 вынесено постановление N 94-09/87 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления управления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также отсутствия оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона N 173-ФЗ.
Статьей 20 Закона N 173-ФЗ определено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Инструкцией N 117-И установлены порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.
В силу п.п. 3.1, 3.2 Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в том числе в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора).
В соответствии с п. 3.14 Инструкции N 117-И для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в п. 3.5 данной Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что первая валютная операция по договору от 19.05.2008 произведена обществом 02.06.2008.
При этом паспорт сделки в уполномоченном банке открыт 16.06.2008, то есть с нарушением установленного срока на 14 календарных дней.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что у общества имелись все возможности для соблюдения требований действующего законодательства по своевременному оформлению паспорта сделки, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, как обоснованно указали суды, доказательств наличия препятствий для своевременного оформления паспорта сделки в течение периода между заключением договора (19.05.2008) и исполнения по нему обязательств (02.06.2008) обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса являются обоснованными.
Также является правомерным и заявителем жалобы не оспаривается, вывод судов об отсутствии оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.
Суды, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса).
Данный вывод судов сделан с учетом п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2009 по делу N А71-5246/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ижевское транспортно-эксплуатационное предприятие" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что у общества имелись все возможности для соблюдения требований действующего законодательства по своевременному оформлению паспорта сделки, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, как обоснованно указали суды, доказательств наличия препятствий для своевременного оформления паспорта сделки в течение периода между заключением договора (19.05.2008) и исполнения по нему обязательств (02.06.2008) обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса являются обоснованными.
...
Суды, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2009 г. N Ф09-8022/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника