Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 октября 2009 г. N Ф09-8068/09-С1
Дело N А47-3618/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2009 по делу N А47-3618/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "ПРЕОБРАЖЕНСКНЕФТЬ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления от 21.04.2009 N 2/89 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Решением суда от 01.07.2009 (судья Федорова С.Г.) заявленные требования удовлетворены. Постановление территориального управления от 21.04.2009 N 2/89 признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами требований Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом управление указывает, что, поскольку соответствующий акт оформлен 31.08.2008, справка о подтверждающих документах должна была быть представлена в уполномоченный банк в срок до 15.09.2008. Кроме того, по мнению территориального управления, суды, неправильно применив положения ст. 2.1 Кодекса, а также недостаточно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, пришли к ошибочному выводу о недоказанности материалами дела вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, территориальным управлением в период с 11.03.2009 по 07.04.2009 проведена проверка по вопросам соблюдения обществом актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при совершении валютных операций.
В ходе проведения проверки территориальным управлением установлено, что между обществом и ТОО "DAN - TRANS" (Республика Казахстан) заключен договор от 04.03.2008 N 10ПН/10, согласно которому ТОО "DAN - TRANS" оказывает услуги по организации перевозок на территории Республики Казахстан транзитных и экспортно-импортных грузов назначением в страны СНГ и дальнего зарубежья.
В филиале открытого акционерного общества Банк ВТБ в г. Оренбурге 13.03.2008 открыт паспорт сделки N 08030002/1000/0049/4/0.
Пунктами 3.1, 3.4 указанного договора от 04.03.2008 N 10ПН/10 предусмотрено, что оплата транспортно-экспедиционного обслуживания производится на условиях осуществления 100% предоплаты в течение трех банковских дней с момента предъявления счета для оплаты. Стороны производят взаиморасчеты в течение трех банковских дней после подписания ими акта сверки по фактически отправленному количеству груза.
Согласно акту сверки стоимости транспортно-экспедиционных услуг от 31.08.2008 ТОО "DAN - TRANS" оказало обществу услуги по транспортировке товара на сумму 301105 долларов США.
Справка о подтверждающих документах и копия акта сверки представлены обществом 24.10.2008, то есть, по мнению территориального управления, с нарушением установленного действующим законодательством срока.
По результатам проверки территориальным управлением составлены акт от 07.04.2009 N 2/89, протокол от 07.04.2009 N 2/89 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 21.04.2009 N 2/89 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Считая постановление территориального управления от 21.04.2009 N 2/89 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление территориального управления от 21.04.2009 N 2/89, суды исходили из отсутствия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса. При этом суды отметили также недоказанность материалами дела вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.
На основании ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном данным Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к указанному Положению (п. 2.2 Положения).
Согласно п. 2.4 Положения резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в п. 2.2 данного Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт оказания услуг. При этом в справке (графы 4-7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01-14) (п. 2, 3 приложения 1 к указанному Положению).
По смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления любых документов, позволяющих установить точную стоимость выполненных работ, оказанных услуг.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно акту сверки стоимости транспортно-экспедиционных услуг от 31.08.2008 ТОО "DAN - TRANS" оказало обществу услуги по транспортировке товара на сумму 301105 долларов США.
При этом судами при рассмотрении спора по существу принято во внимание, что из имеющихся в материалах дела документов, в частности, сопроводительного письма от 02.09.2008 N 1364/4-2/1, выписки из реестра исходящей корреспонденции общества, выписки из реестра входящей корреспонденции общества, следует, что акт сверки стоимости транспортно-экспедиционных услуг от 31.08.2008 получен обществом 24.10.2008.
При таких обстоятельствах суды с учетом указанных выше норм права сделали правомерный вывод о том, что именно с момента получения обществом подписанного контрагентом (ТОО "DAN - TRANS") акта от 31.08.2008 последний может рассматриваться для целей валютного контроля в качестве документа, подтверждающего оказание соответствующих услуг в полном объеме.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что справка о подтверждающих документах и копия акта оказания услуг фактически представлены обществом в уполномоченный банк 24.10.2008 (то есть именно в день получения указанного акта от контрагента).
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку справка о подтверждающих документах и копия акта оказания услуг представлены обществом в уполномоченный банк своевременно, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в данном случае отсутствует.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Судами принято во внимание, что обществом предпринимались все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения установленных действующим законодательством Российской Федерации сроков, в частности, обществом велись телефонные переговоры с целью урегулирования вопроса документооборота, осуществлялись периодические командировки в ТОО "DAN - TRANS".
Кроме того, судами при рассмотрении спора по существу установлено, что при вынесении оспариваемого постановления от 21.04.2009 N 2/89 территориальным управлением вопрос наличия либо отсутствия вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены оспариваемого постановления территориального управления от 21.04.2009 N 2/89 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, являются правомерными.
Довод территориального управления, изложенный в кассационной жалобе, о доказанности материалами дела вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения подлежит отклонению в связи с изложенным выше.
Ссылка территориального управления, изложенная в кассационной жалобе, на доказанность наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы территориального управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2009 по делу N А47-3618/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами принято во внимание, что обществом предпринимались все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения установленных действующим законодательством Российской Федерации сроков, в частности, обществом велись телефонные переговоры с целью урегулирования вопроса документооборота, осуществлялись периодические командировки в ТОО "DAN - TRANS".
Кроме того, судами при рассмотрении спора по существу установлено, что при вынесении оспариваемого постановления от 21.04.2009 N 2/89 территориальным управлением вопрос наличия либо отсутствия вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены оспариваемого постановления территориального управления от 21.04.2009 N 2/89 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, являются правомерными.
...
Ссылка территориального управления, изложенная в кассационной жалобе, на доказанность наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2009 г. N Ф09-8068/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника