Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 октября 2009 г. N А60-39507/2009-С10
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
к обществу с ограниченной ответственностью "АрхитектураСпецМонтаж" (ОГРН 1036602690431, ИНН 6658176220)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: В.В. Бачурин - государственный налоговый инспектор, доверенность б/N от 14.09.2009, предъявлено служебное удостоверение; А.В. Назаренко - специалист 1 разряда, доверенность N 45 от 14.09.2009, предъявлено служебное удостоверение.
от заинтересованного лица: О.В. Демирчан - представитель, доверенность N 1 от 15.09.2009, предъявлен паспорт.
Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено, заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
В судебном заседании, начатом 01.10.2009, был объявлен перерыв до 05.10.2009, в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей заявителя. Представитель заинтересованного лица О.В. Демирчан явилась после перерыва в судебном заседании лишь на оглашение резолютивной части решения.
Заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела подлинников материалов административной проверки согласно реестра от 02.10.2009, отзыва на возражения. Ходатайство судом удовлетворено.
Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела возражений по делу об административном правонарушении от 01.10.2009, доверенности N 1 от 15.09.2009. Ходатайство судом удовлетворено.
Заявитель просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "АрхитектураСпецМонтаж" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в возражениях по делу об административном правонарушении от 01.10.2009, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку общество является распространителем печатной продукции ООО "Тиолайн" с правом проведения стимулирующей лотереи с использованием лотерейного оборудования, имеющего соответствующие сертификаты и технические паспорта.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
30 июля 2009 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция, административный орган) была проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "АрхитектураСпецМонтаж" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "АрхитектураСпецМонтаж") на предмет соблюдения деятельности общества в центре продажи печатной продукции "Тиолайн", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24а и арендуемом обществом, требованиям Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Административным органом составлен протокол осмотра (обследования) заведения N 1 от 30.07.2009, отобраны объяснения у директора общества Демирчан О.В. от 31.07.2009.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу, что в действиях общества имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения административным органом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 16-71 от 31.07.2009.
По результатам административного расследования, инспекция установила, что ООО "АрхитектураСпецМонтаж" в нарушение ч. 4 ст. 5, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) фактически осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов без специального разрешения в игорном заведении, открытом вне игровой зоны, в связи с чем, налоговым органом был составлен протокол N 16-70 от 26.08.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса РФ материалы административного расследования и протокол об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Пунктом 6 статьи 4 Закона N 244-ФЗ определено, что деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Частями 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Согласно пункту 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В пункте 7 статьи 4 Закона N 244-ФЗ дано определение игорной зоны, под которой понимается часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с названным Федеральным законом.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
В статье 9 Закона N 244-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 13 Закона N 244-ФЗ организатору азартных игр предоставляется право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны, при условии выдачи разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Из части 9 статьи 16 Закона N 244-ФЗ следует, что деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009.
Из вышеприведенных норм следует, что игорные заведения, уже открытые и действовавшие до вступления в силу Закона N 244-ФЗ (то есть до 01.01.2007), вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных указанным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу данного закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с установленным разрешительным порядком.
Таким образом, законодатель определил два обязательных условия осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр: первое - осуществление данной деятельности только при наличии соответствующего разрешения (лицензии); второе - осуществление данной деятельности только в определенных игорных зонах. Факт осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Факт осуществления такой деятельности вне пределов игорных зон, установленных Законом N 244-ФЗ, при наличии соответствующего разрешения, является иным (самостоятельным) правонарушением, влекущим ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Из пояснений директора ООО "АрхитектураСпецМонтаж" О.В. Демирчан, данных в ходе административной проверки (от 31.07.2009) и в ходе судебного разбирательства, следует, что в ходе распространения печатной продукции "Тиолайн" общество осуществляло деятельность по проведению стимулирующей лотереи с использованием электронного оборудования. При этом обязанность организатора стимулирующей лотереи на получение права проведения лотереи, была выполнена ООО "ТИОЛАЙн" в соответствии с действующим законодательством (соответствующее уведомление о проведении стимулирующей лотереи было направлено ООО "Тиолайн" 17 марта 2009 года, о чем была внесена запись в Единый государственный реестр всероссийских лотерей, присвоен номер и зарегистрированы условия проведения лотереи "Купи и играй на призы с Тиолайн").
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В п. п. 2, 3, 8, 15 ст. 2 Закона N 138-ФЗ раскрыты содержания "выигрыша", "призового фонда", "проведение лотереи", "лотерейной ставки".
В силу п. 14 ст. 2 Закона N 138-ФЗ лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ). Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.
Из материалов дела следует, что по условиям проведения лотереи "Купи и играй на призы с ТИОЛАЙн", изложенным в уведомлении N 01/03-09 от 17.03.2009, а также в условиях проведения стимулирующей лотереи утвержденных организатором лотереи в лице генерального директора ООО "ТИОЛАЙН" (далее - Условия) и представленных в Федеральную налоговую службы России, дана лотерея по способу проведения является тиражной, а по способу формирований ее призового фонда - стимулирующей. Призовой фонд состоит из денежных выигрышей (далее - призы) номиналом от 50 рублей до 10000 рублей в количестве, достаточном для выплаты всем выигравшим участникам (далее - победители) (п. 7.1.1 Условий).
Согласно пунктов 7.1.2, 7.1.3, 7.1.4, 7.1.5 Условий розыгрыш призового фонда проводится организатором единовременно ежедневными тиражами между всеми участниками, зарегистрированными в базе данных участников к моменту проведения тиража, с использованием лотерейного оборудования - электронного лототрона. Последний тираж состоится 20 марта 2010 г. Тиражи проводятся Организатором ежедневно в 10.00 по московскому времени. Для проведения розыгрыша призов Организатором на каждый тираж создается тиражная комиссия, которая непосредственно проводит розыгрыш призов, подводит, фиксирует и подтверждает результаты проведения тиража путем составления соответствующих протокола тиража, акта итогов тиража (далее - акт) и официальной таблицы результатов проведения тиража. Протокол тиража, акт и официальная таблица результатов проведения тиража, подписываются всеми членами тиражной комиссии. Один из членов тиражной комиссии в присутствии других членов тиражной комиссии заносит базу данных участников за предыдущий день, переданную члену тиражной комиссии представителем организатора, в лотерейное оборудование.
Пунктами 7.1.6, 7.1.7, 7.1.8, 7.1.9 Условий электронный лототрон содержит программу генератора случайных чисел, с помощью которой осуществляется розыгрыш призов и определяются победители. В каждом тираже разыгрываются призы в количестве не менее 50% от количества зарегистрированных к моменту проведения тиража участников. Член тиражной комиссии поле загрузки базы данных в электронный лототрон запускает программу генератора случайных чисел и последовательно разыгрывает все призы, выделенные организатором для данного тиража. Размеры призов и их количество определяются организатором для каждого тиража согласно Условиям. Призовой фонд формируется организатором до проведения каждого тиража. В любом случае в тираже обязательно должен участвовать наименьший и наибольший по номиналу призы. Электронный лототрон не определяет размер приза, а лишь случайным образом определяет победителя и конкретный' приз, который достанется победителю.
Согласно пункта 7.2.1 Условий алгоритм определения призов и победителей основан на принципе случайности. При розыгрыше призового фонда в электронном лототроне используется генератор случайных чисел, при котором невозможно предопределить, выиграет участник или проиграет, и какой приз по номиналу ему достанется, в случае если он станет победителем.
При этом пунктом 7.2.2 Условий закреплено, что генератор случайных чисел последовательно разыгрывает все призы между всеми участниками: случайным образом выбирается приз из всего количества призов разного номинала, разыгрываемых в тираже, и случайным образом выбирается идентификационный номер участника из базы данных участников, который становится победителем, и которому достается выбранный генератором случайных чисел приз. Розыгрыш призового фонда каждого тиража происходит до тех пор, пока не будут разыграны все призы тиража.
В соответствии с п. 7.3 Условий результаты проведенных тиражей должны быть опубликованы организатором в течение 10 дней со дня проведения розыгрыша каждого тиража в средствах массовой информации, в том числе в электронном издании "Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей" (регистрация в качестве СМИ Эл N ФС 77-33367 от 03.10.2008).
Согласно п. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 Условий время и место получения призов победителями каждого тиража публикуются организатором в СМИ, в том числе в электронном издании "Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей" вместе с результатами розыгрыша каждого тиража согласно п. 7.3 Условий. В любом случае призы можно получить не позднее 10-х дней с момента публикации у представителей Организатора в местах продажи товара. Для получения приза победителю необходимо предъявить представителю организатора кассовый чек и назвать свой идентификационный номер. После проверки чека и сверки его с идентификационным номером победителя, представитель организатора выплачивает победителю приз согласно данным официальной таблицы результатов проведения конкретного тиража.
Между тем, как следует из материалов дела фактически процесс розыгрышей обществом был максимально упрощен. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что рассматриваемая деятельность общества не может быть расценена, как деятельность по проведению стимулирующей лотереи. При этом суд исходит из следующего:
В нарушение вышеперечисленных пунктов Условий участникам лотереи - приобретателям товара, предъявившим кассовый чек, идентификационный номер не присваивается, сведения о них не заносятся представителем организатора лотереи (заявителем) в базу данных. Призовой фонд из наименьшего и наибольшего по номиналу призов в количестве не менее 50% от количества зарегистрированных к моменту проведения тиража участников не формируется. Розыгрыш всего призового фонда, выделенного организатором для данного тиража, ежедневно единовременно между всеми участниками, зарегистрированными в базе данных участников с использованием лотерейного оборудования фактически не производится. Данные о времени и месте получения призов победителями каждого тиража организатором не публикуются.
Согласно п. 1 ч. 4 Закона N 244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Определение игрового автомата дано в п. 18 ст. 4 Федерального Закона N 244-ФЗ - механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Аналогичное понятие содержится и в ст. 364 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что используемое заинтересованным лицом электронное оборудование "ЛОТО-3" имеет сертификат соответствия N РОСС RU.МЛ04.В04615 сроком действия с 10.06.2009 по 09.06.2012. Указанное оборудование доукомплектовано платой лотерейной SKD-01 ТУ 4012-001-60559883-2009 (сертификат РОСС RU.МЕ88.Н00338 сроком действия с 08.07.2009 по 08.07.2012). Согласно техническому паспорту указанный программно-аппаратный комплекс (электронный лототрон) предназначен для использования в качестве средства развлечения и по принципу действия и конструкции относится к программно-аппаратным комплексам для розыгрыша призовых фондов стимулирующих лотерей по ГОСТ Р МЭК 60950-1-2005, климатическое исполнение - УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150. Указанный комплекс имеет металлический корпус, блок питания, матричную лотерейную плату SKD-01 кнопки управления, замок механический врезной, сетевой шнур, динамик, замок электрический врезной, лампу подсветки и монитор (п. 3.1 технического паспорта).
В соответствии с заключением контролера Центра испытаний игровых автоматов ФГУ "Уралтест", которым проведена проверка трех единиц технического оборудования, изъятого из помещения ООО "АрхитектураСпецМонтаж" на предмет соответствия игровым автоматам в части игровых программ и центрального блока управления следует, что представленное оборудование соответствует игровым автоматам утвержденных типов в части центрального блока управления и не соответствует игровым автоматам утвержденных типов в части игровой программы. Отрицательный результат содержимого постоянных запоминающих устройств установленных программ технического оборудования может свидетельствовать о том, что данные программы не проходили процедуру испытаний с целью утверждения типа в составе игрового автомата, либо не относятся к игровым программам игровых автоматов, предусмотренных Законом N 244-ФЗ и Правилами по метрологии ПР 50.2.023-2000.
Довод заинтересованного лица о том, что данные испытания проведены с нарушением закона, в частности положений ст. 26.4 КоАП РФ о назначении и проведении экспертизы, в связи с чем, является недопустимым доказательством, судом признается несостоятельным, поскольку в данном случае проводилась не экспертиза, а проверка оборудования лицом, не являющимся экспертом, а специалистом ФГУ "Уралтест", обладающим познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (в рамках ст. 25.8 КоАП РФ).
Согласно материалов дела и объяснений заинтересованного лица, суть "лотереи" сводится к следующему: посетители центра продаж ООО "АрхитектураСпецМонтаж", приобретая открытки и календари ООО "ТИОЛАЙН" номиналом 100 руб., 500 руб. 1000 руб., получают чеки от кассира-операциониста, приобретая тем самым право на участие в "стимулирующей лотерее", с использованием электронного оборудования (34 штук и автоматов-лототронов - программно-аппаратного комплекса "ЛОТО-3"). В дальнейшем продавец-консультант, активирует баланс на электронном оборудовании в сумме, номинальной покупке, после чего посетитель самостоятельно осуществляет розыгрыш путем нажатия на соответствующие кнопки оборудования. Согласно главы 4 технического паспорта программно-аппаратного комплекса "ЛОТО-3" органы управления лототрона расположены на передней панели, количество человек одновременно участвующих в розыгрыше - один. Без участия игрока программа выполняется в демонстрационном режиме. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оборудование, используемое обществом, имеет блок управления с заложенной программой, определяющей результаты игры на нем. Таким образом, участник, используя оборудование при помощи специальной компьютерной программы, играет, тем самым определяя свои призовые очки. В случае если генератор случайных чисел показывает выигрыш, участник обращается к продавцу-консультанту (являющемуся одновременно членом тиражной комиссии), который фиксирует выигрыш и заполняет соответствующие протоколы и акты, на основании которых участник незамедлительно получает выигранные денежные средства по расходному кассовому ордеру. В случае проигрыша продавец также заполняет соответствующие протоколы и акты тиражной комиссии с указанием на призовой фонд в размере 0 (ноль) рублей.
Между тем, главы 7.1. "Порядок розыгрыша призового фонда" и 7.2. "Алгоритм определения выигрышей" Условий, не предусматривает возможность участника лотереи самостоятельно производить розыгрыш и определять размер приза победителя. В рассматриваемом случае электронное оборудование определяет размер приза, а не случайным образом определяет победителя и конкретный приз, который ему достался. При этом материальный выигрыш при использовании данного оборудования определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса данного оборудования, без участия организатора игры или его работника, что соответствует признакам игрового автомата, определенного п. 18 ст. 4 Закона N 244-ФЗ.
При таких обстоятельствах осуществляемая ООО "АрхитектураСпецМонтаж" деятельность не отвечает требованиям Закона N 138-ФЗ и не соответствует Условиям проведения стимулирующей лотереи "Купи и играй на призы с ТИОЛАЙн", утвержденных организатором лотереи в лице генерального директора ООО "ТИОЛАЙН", представленным в Федеральную налоговую службы России., в связи с чем, суд делает вывод, что заинтересованное лицо под видом стимулирующей лотереи фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке.
Довод заявителя о наличии технического паспорта на каждую единицу лотерейного оборудования, сертификат соответствия на сертификат соответствия на программно-аппаратный комплекс (электронный лототрон) "ЛОТО-3", сертификат соответствия на вычислительную часть - плату лотерейную SKD-01, акт экспертизы N 461-Э от 01.07.2009, подтверждающим, по его мнению, невозможность использования данного оборудования в качестве лотерейного, судом отклоняется, поскольку из указанных документов усматривается лишь то, что оборудование может быть использовано для розыгрыша призовых фондов стимулирующих лотерей. Между тем, категорического вывода о невозможности использования данного оборудования в качестве игрового, указанные документы не содержат. При этом суд отмечает, что изделия с кодом ОКП 40 123 не включены в номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами российской Федерации предусмотрены обязательная сертификация, и Номенклатуру продукции, подлежащей декларированию соответствия, и не требует обязательного подтверждения соответствия. Кроме того, представленные сертификаты, как следует из указанных в них ГОСТов, подтверждают только соответствие требованиям, предъявляемым к средствам проводной связи, аппаратуры радиосвязи, электротехнической продукции и вычислительной технике.
Ссылки заинтересованного лица на оплату приобретаемой полиграфической продукции и безвозмездность лотереи судом признаются несостоятельными, поскольку фактически только после покупки календарей ООО "ТИОЛАЙН", осуществляется допуск к игре, а предусмотренная условиями лотереи цена приобретаемой участниками полиграфической продукции (денежные средства передаваемые посетителем в кассу общества с ограниченной ответственностью "АрхитектураСпецМонтаж"), и есть скрытая форма игровой ставки.
При таких обстоятельствах суд считает событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, установленным, подтвержденным материалами дела.
Материалами дела подтверждается, что ООО "АрхитектураСпецМонтаж" не было предпринято должных и необходимых мер по недопущению осуществления деятельности деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке, и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виновно в совершении административного правонарушения. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Ссылка заинтересованного лица на то, что обществом проводилась стимулирующая лотерея на основании текста Условий, в редакции предоставленной ему обществом с ограниченной ответственностью "Мечта" (существенно отличающегося от текста Условий, предоставленных в Федеральную налоговую службу России), как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины, судом отклоняется, поскольку при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности общество могло запросить Условия проведения стимулирующей лотереи "Купи и играй на призы с ТИОЛАЙн" как непосредственно у ООО "ТИОЛАЙН", так и у Федеральной налоговой службы России, Однако такие действия обществом предприняты не были.
Основываясь на материалах дела, суд полагает, что полномочия административного органа, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП, и виновность заинтересованного лица в его совершении установлены.
Нарушений процессуального порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности со стороны заявителя судом не установлено.
Судом отклоняется ссылка заинтересованного лица на нарушение административным органом срока составления протокола об административном правонарушении, по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 28.5 КоАП РФ установлено, что в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 5 ст. 28.7 Кодекса срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "АрхитектураСпецМонтаж" возбуждено 31 июля 2009 года, протокол об административном правонарушении составлен 26 августа 2009 года. Таким образом, срок составления протокола об административном правонарушении заявителем не пропущен.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении данный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае вмененное обществу правонарушение является длящимся, датой его обнаружения является окончание проведения административного расследования с составлением протокола об административном правонарушении от 26.08.2009. Таким образом срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истекает 26.10.2009, следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, суд считает, что заявленные требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АрхитектураСпецМонтаж" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат удовлетворению.
Характер совершенного правонарушения не позволяет признать его малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела усматривается, что изъятое в ходе административной проверки оборудование (программно-аппаратные комплексы (электронный лототрон) "ЛОТО-3" в количестве 34 штук), не является собственностью ООО "АрхитектураСпецМонтаж", а арендовано последним у ООО "Мечта". Указанное обстоятельство подтверждается договором аренды лотерейного оборудования N 1 от 20.07.2009, заключенным между ООО "Мечта" (арендодатель) и ООО "АрхитектураСпецМонтаж" (арендатор). При таких обстоятельствах, вопрос о конфискации указанных предметов административного правонарушения, не являющихся собственностью заинтересованного лица, не может быть рассмотрен и применен судом в рамках настоящего дела.
На основании изложенного, общество с ограниченной ответственностью "АрхитектураСпецМонтаж" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 руб. без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "АрхитектураСпецМонтаж", расположенное по адресу: 620102, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ясная, 6-22 (ОГРН 1036602690431, ИНН 6658176220) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 руб. без конфискации предметов административного правонарушения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 октября 2009 г. N А60-39507/2009-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника