Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 октября 2009 г. N Ф09-8263/09-С2
Дело N А76-5010/2009-46-27
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 1809/10 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Наумовой Н.В., судей Юртаевой Т.В., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5010/2009-46-27 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 19.12.2008 N 3828.
Оспариваемым решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа, ему предложено уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующие суммы пеней.
Названное решение принято по результатам камеральной проверки корректирующей декларации по НДС за I квартал 2008 года, в ходе которой инспекция пришла к выводу о неправомерном применении организацией льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Решением суда от 14.05.2009 (судья Наконечная О.Г.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами подп. 2 п. 3 ст. 149 Кодекса. Налоговый орган указывает на то, что предпринимательская деятельность налогоплательщика не соответствует целям и задачам организации, о чем свидетельствуют низкий процент вовлеченных в деятельность организации инвалидов, высокий процент заработной платы работников, не являющихся инвалидами, занятых в предпринимательской деятельности, низкая доля расходов, направленных на уставные цели организации. Названные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Налогоплательщик зарегистрирован в качестве общественной организации инвалидов (свидетельство от 29.05.1991 N 1303) и осуществляет свою деятельность на основании Положения, в котором закреплено, что целями деятельности организации являются защита прав и интересов инвалидов; обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни; интеграция инвалидов в общество.
В проверяемый период организация осуществляла предпринимательскую деятельность - организацию перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, производство общестроительных работ, в том числе на участке "Транспортный".
Низкий процент занятости инвалидов на работах на названном участке, небольшой размер финансирования уставной деятельности, а также то, что основным видом деятельности организации является предпринимательская деятельность позволили инспекции полагать, что организация неправомерно использует льготу по освобождению от налогообложения НДС, установленную подп. 2 п. 3 ст. 149 Кодекса.
В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 Кодекса от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются товары, работы, услуги, реализуемые общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Судом первой инстанции правомерно указано на то, что условиями применения данной льготы являются наличие у лица, претендующего на ее получение, такой организационно-правовой формы как общественная организация инвалидов; вхождение в состав ее членов не менее 80% инвалидов и их законных представителей; реализация указанных в данной статье товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов.
При этом названная норма права относит к операциям, не подлежащим налогообложению, реализацию товаров, работ, услуг общественными организациями инвалидов, работниками которых могут быть любые физические лица - как инвалиды, так и здоровые физические лица, с которыми заключены трудовые договоры.
Установив наличие правовых оснований для применения налогоплательщиком названной льготы, суды правомерно удовлетворили заявление налогоплательщика.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные судами обстоятельства, с которыми законодатель связывает право на получение льготы, установленной подп. 2 п. 3 ст. 149 Кодекса.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5010/2009-46-27 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции правомерно указано на то, что условиями применения данной льготы являются наличие у лица, претендующего на ее получение, такой организационно-правовой формы как общественная организация инвалидов; вхождение в состав ее членов не менее 80% инвалидов и их законных представителей; реализация указанных в данной статье товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов.
При этом названная норма права относит к операциям, не подлежащим налогообложению, реализацию товаров, работ, услуг общественными организациями инвалидов, работниками которых могут быть любые физические лица - как инвалиды, так и здоровые физические лица, с которыми заключены трудовые договоры.
...
Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные судами обстоятельства, с которыми законодатель связывает право на получение льготы, установленной подп. 2 п. 3 ст. 149 Кодекса.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5010/2009-46-27 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2009 г. N Ф09-8263/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 1809/10 настоящее постановление отменено