Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 ноября 2009 г. N Ф09-8447/09-С3
Дело N А07-6181/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Жаворонкова Д.В., судей Гавриленко О.Л., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2009 по делу N А07-6181/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уфаоргсинтез" (далее - общество, налогоплательщик) - Зинова Н.И. (доверенность от 01.01.2009 N С/4/541/09/109).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.03.2009 N 06-10/5-4 "О принятии обеспечительной меры в виде запрета на отчуждение (передачу) в залог имущества".
Решением суда от 25.05.2009 (судья Крылова И.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 (судьи Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами ст. 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В обоснование доводов кассационной жалобы налоговый орган указывает, что при вынесении оспариваемого решения инспекцией было принято во внимание наличие на балансе общества дебиторской задолженности, возможной к взысканию, по которой обществом не принимаются меры по взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала.
По мнению налогового органа, решение о принятии обеспечительных мер вынесено во исполнение решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в связи с чем, общество должно было обжаловать данное решение в вышестоящий налоговый орган.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой вынесено решение от 17.03.2009 N 06-11/5 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Во исполнение указанного решения инспекцией вынесено решение от 20.03.2009 N 06-10/5-4 о принятии обеспечительных мер в виде запрета налогоплательщику без согласия налогового органа отчуждать (передавать в залог) имущество в сумме 30 742 058 руб.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что инспекцией не доказано, что непринятие обеспечительной меры может сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции, вынесенного по результатам проведенной выездной налоговой проверки.
В соответствии с п. 10 ст. 101 Кодекса после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные меры и до указанного выше срока.
Обеспечительной мерой может быть, в том числе, запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов. При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принявший обеспечительные меры налоговый орган в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что непринятие этих мер могло затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции от 30.04.2008 N 10 и взыскание доначисленных сумм налогов, начисленных сумм пеней, налоговых санкций.
Решение о принятии обеспечительных мер должно отвечать принципам обоснованности, мотивированности и законности, - что следует из основных начал законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку решение о принятии обеспечительных мер также затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Суды пришли к выводу об отсутствии достаточных доказательств того, что непринятие инспекцией обеспечительных мер может привести к затруднительности или невозможности исполнения решения инспекции об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Обстоятельства, изложенные в мотивировочной части оспариваемого решения, которые, по мнению инспекции, послужили основанием для принятия обеспечительных мер, не признаны судами таковыми. Доказательства совершения обществом действий, направленных на умышленное сокрытие принадлежащего имущества, в том числе, денежных средств, с целью неисполнения оспариваемого решения инспекции не представлены.
Оснований для переоценки выводов судов в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка инспекции на то, что в заявлении, поданном в арбитражный суд, налогоплательщик не указал, какие именно его права нарушены налоговым органом при вынесении решения о принятии обеспечительных мер, была предметом рассмотрения суда первой инстанции. Суд обоснованно указал, что указанный ненормативный акт инспекции ограничивает права налогоплательщика по распоряжению принадлежащим ему имуществом.
Довод инспекции об обязательном обжаловании решения о принятии обеспечительных мер в вышестоящий налоговый орган перед обращением в суд также правомерно отклонен судами, поскольку в силу требований ст. 101.2 Кодекса обязательному обжалованию подлежат только ненормативные акты, принятые налоговым органом по результатам камеральной либо выездной налоговых проверок.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2009 по делу N А07-6181/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о принятии обеспечительных мер должно отвечать принципам обоснованности, мотивированности и законности, - что следует из основных начал законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку решение о принятии обеспечительных мер также затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.
...
Довод инспекции об обязательном обжаловании решения о принятии обеспечительных мер в вышестоящий налоговый орган перед обращением в суд также правомерно отклонен судами, поскольку в силу требований ст. 101.2 Кодекса обязательному обжалованию подлежат только ненормативные акты, принятые налоговым органом по результатам камеральной либо выездной налоговых проверок.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2009 по делу N А07-6181/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2009 г. N Ф09-8447/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника