Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2009 г. N Ф09-8445/09-С6
Дело N А34-594/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Маликовой Э.М., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 по делу N А34-594/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
представитель Правительства Курганской области - Бабунова О.П. (доверенность от 02.12.2008 N 01-30);
индивидуальный предприниматель Галаганова Нина Петровна;
представитель предпринимателя Галагановой Н.П. - Банников В.В. (доверенность от 20.07.2009).
Предприниматель Галаганова Н.П. обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 22.12.2008 N 547-р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения административного здания предпринимателю Галагановой Н.П.".
Определением Арбитражного суда Курганской области от 02.04.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент), администрация г. Кургана (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 (судья Полякова А.И.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 (судьи Баканов В.В., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Курганской области просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя Галагановой Н.П. отказать. Заявитель полагает, что при принятии решения Правительство Курганской области руководствовалось нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области", а также действующими правилами землепользования и застройки г. Кургана. По мнению заявителя, процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка предпринимателем Галагановой Н.П. не соблюдена, цели использования испрашиваемого земельного участка не соответствовали градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории, что послужило причиной отказа. Правительство Курганской области отмечает, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки, где размещение административно-управленческих учреждений относится к условно разрешенным видам использования. Доказательств нарушения прав предпринимателя Галагановой Н.П. не представлено. Кроме того, заявитель указывает, что в соответствии со ст. 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Галаганова Н.П. просит оставить указанные судебные акты без изменения.
Как установлено судами, предприниматель Галаганова Н.П. 30.05.2006 обратилась в Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Р. Зорге, д. 18, под строительство многоэтажной гостиницы с расположением на первом этаже магазина (т. 1, л.д. 15).
Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области направил в адрес администрации г. Кургана, Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, предпринимателя Галагановой Н.П. письмо от 09.06.2006 N 10-01-2854 "О подготовке акта выбора земельного участка", в котором просил обеспечить подготовку акта выбора земельного участка, расположенного по ул. Р. Зорге, д. 18 в г. Кургане под строительство многоэтажной гостиницы с расположением на первом этаже магазина.
Предприниматель Галаганова Н.П. 14.06.2007 вновь обратилась в Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области с заявлением о предоставлении земельного участка, ранее запрашиваемого под строительство многоэтажной гостиницы, расположенного по вышеназванному адресу, указав, что земельный участок испрашивается под строительство многоэтажного офисного здания (т. 1, л.д. 17).
Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области в адрес администрации и Комитета по архитектуре и строительству Курганской области направил письмо от 21.06.2007 N 10-01-3393, которым просил обеспечить подготовку выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Из названного письма следует, что место размещения земельного участка не изменилось, ориентировочная площадь застройки составляет 450 кв.м, назначение - строительство многоэтажного офисного здания (т. 1, л.д. 18).
На основании данного письма 21.06.2007 составлен акт о выборе земельного участка с присвоением кадастрового номера N 10-01-3393. Данный акт был утвержден комиссией 29.07.2008 за номером 214.
Согласно акту о выборе земельного участка от 29.07.2008 N 214 комиссией проведено обследование заявленного участка, о чем составлен акт от 19.05.2008 N 109, определена площадь земельного участка - 0,1773 га, и дополнительные условия - согласовать с собственниками жилого дома N 18 по ул. Р. Зорге, выполнить благоустройство прилегающей территории. Комиссией дано заключение о возможности предоставления земельного участка для размещения административного здания, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Р. Зорге (т. 1, л.д. 19).
Постановлением администрации от 01.09.2008 N 4965 "Об утверждении проекта границ земельного участка предпринимателю Галагановой Н.П." утвержден проект границ земельного участка площадью 0,1773 га для размещения административного здания по вышеуказанному адресу. В п. 2 названного постановления указано, что согласованный акт о выборе земельного участка представить в Правительство Курганской области для дальнейшего оформления документов (т. 1, л.д. 22).
Предприниматель Галаганова Н.П. 31.10.2008 обратилась в Комитет по архитектуре и строительству Курганской области с заявлением о согласовании предварительного размещения объекта на земельном участке площадью 0,1773 га согласно акту выбора от 29.07.2008 N 214 для проектирования объекта недвижимого имущества - административного здания, расположенного по адресу: ул. Р. Зорге, д. 18. (т. 1, л.д. 23).
Предприниматель Галаганова Н.П. 14.11.2008 обратилась в Департамент (являющийся правопреемником всех прав и обязанностей Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области в сферах управления государственным имуществом Курганской области, государственного регулирования имущественных и земельных отношений) с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта -административного здания.
Распоряжением Правительства Курганской области от 22.12.2008 N 547-р заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения административного здания. В качестве основания указано на необходимость проведения публичных слушаний, связанных с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки, где размещение административно-управленческих учреждений относится к условно разрешенным видам использования, что исключает правовую возможность и основания для принятия Правительством Курганской области распоряжения о предварительном согласовании места размещения административного здания предпринимателю Галагановой Н.П. в силу решения Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318, утвердившего правила землепользования и застройки г. Кургана.
Предприниматель Галаганова Н.П., полагая, что отказ Правительства Курганской области в предварительном согласовании места размещения административного здания, выраженный в распоряжении от 22.12.2008 N 547-р, является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в Арбитражный суд Курганской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1 Закона Курганской области "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области" от 27.05.2003 N 2202 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Курган осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области по управлению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Курганской области от 6 июня 2003 г. N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области"
Согласно ст. 2 названного Закона области распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми гражданами и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в муниципальном образовании г. Курган осуществляется Правительством Курганской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 статьи 1 Закона Курганской области от 6 июня 2003 г. N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области"
На основании п. 12 положения о Департаменте, утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 N 315, Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Курганской области по приему и регистрации заявлений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Суды установили, что представленные предпринимателем Галагановой Н.П. документы (заявления от 30.05.2006, 14.06.2007; письма Департамента государственного имущества и промышленной политики курганской области, акт выбора от 29.07.2008 N 214) позволяют установить назначение объекта - административное здание, предполагаемое место его размещения, площадь земельного участка.
Доказательств того, что предварительное согласование места размещения административного здания в данном случае невозможно, в материалы дела не представлено (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив, что процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта предпринимателем Галагановой Н.П. соблюдена, суды пришли к верному выводу о том, что отказ Правительства Курганской области, выраженный в распоряжении от 22.12.2008 N 547-р, является незаконным, нарушает права и законные интересы предпринимателя Галагановой Н.П. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе ссылка на положения п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 (редакция от 01.10.2008, с изменениями от 05.11.2008) "Об утверждении правил землепользования и застройки г. Кургана", были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка с учетом обстоятельств настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 по делу N A34-594/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
...
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе ссылка на положения п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 (редакция от 01.10.2008, с изменениями от 05.11.2008) "Об утверждении правил землепользования и застройки г. Кургана", были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка с учетом обстоятельств настоящего дела.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 по делу N A34-594/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2009 г. N Ф09-8445/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника