Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2009 г. N Ф09-8446/09-С6
Дело N А60-5322/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Столярова А.А., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2009 по делу N А60-5322/2009-С5.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Нестеров Е.Н. (доверенность от 16.12.2008 N 162);
общества с ограниченной ответственностью "Алекс-сервис" (далее - общество) - Черноуцан А.В. (доверенность от 28.07.2009).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации в совершении действий по формированию и предоставлению двух земельных участков, а именно: земельного участка из земель населенных пунктов площадью 5473,05 кв.м, земельного участка из земель промышленности и иного специального назначения площадью 165 кв.м, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 21 км, и обязании администрации утвердить проекты границ указанных земельных участков и предоставить их в собственность общества (с учетом изменения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2009 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе администрация просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении требований общества отказать. Заявитель указывает на неправильное применение судами п. 1, 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению администрации, обязанность испрашивать согласие общества на образование спорных земельных участков в соответствии с положениями действующего законодательства у нее не возникла, поскольку истец не являлся арендатором двух земельных участков, расположенных в г. Екатеринбурге по Сибирскому тракту, 21 км. Заявитель указывает на то, что общество является арендатором по четырем договорам аренды. При этом градостроительная цель предоставления администрацией земельных участков, переданных обществу по договорам аренды от 10.11.1998 N 6-46, 6-47, 6-48, 6-49, не достигнута.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
Как установлено судом, 16.12.2005 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 6027 кв.м, расположенного под объектами недвижимости, принадлежащими истцу на праве собственности, по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 17 км.
Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности: от 19.07.2005 - на автостоянку, литера 1, площадью 2998 кв.м; от 31.05.2006 - на отдельно стоящее здание, литера 8, общей площадью 23,6 кв.м; от 31.05.2006 - на отдельно стоящее здание с пристроем, литера 9, общей площадью 58,1 кв.м; от 31.05.2006 на отдельно стоящее здание с пристроями, литера 10, общей площадью 997,5 кв.м.
Земельные участки под указанными объектами недвижимости находятся у заявителя на праве аренды на основании договоров аренды от 10.11.1998 N 6-46, 6-47, 6-48, 6-49.
Муниципальным учреждением "Центр подготовки разрешительной документации для строительства" подготовлен проект границ земельного участка площадью 6027 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 17 км. Данный проект границ земельного участка администрацией не утвержден.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2007 по делу N А60-19542/2007-С10 бездействие администрации, выразившееся в неутверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 21 км, площадью 6027 кв.м, признано незаконным. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения представленного им заявления об утверждении проекта границ земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В октябре 2008 года муниципальным учреждением "Центр подготовки разрешительной документации для строительства" изготовлены новые проекты границ. Образовано два земельных участка: N 67403 площадью 5473,05 кв.м из земель населенных пунктов и N 6740302 площадью 165 кв.м из земель промышленности и иного специального назначения.
Общество 12.01.2009 дополнительно к заявлению от 16.12.2005 вновь обратилось к администрации об утверждении подготовленных проектов границ земельных участков, проведении кадастровых работ, осуществлении государственного кадастрового учета указанных земельных участков и предоставлении их в собственность.
В письме от 19.02.2009 N 21-01/1071 администрация предложила обществу провести межевание трех земельных участков, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 21 км, и постановку их на государственный кадастровый учет.
Общество, полагая, что отказ администрации от утверждения проектов границ и предоставления испрашиваемых им земельных участков в собственность, выраженный в письме от 19.02.2009 N 21-01/1071, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 названной статьи (ч. 4 ст. 11.2 данного Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд, исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установил, что администрацией подготовлены проекты границ трех земельных участков: N 6740301 площадью 2782,84 кв.м, N 6740302 площадью 2690,21 кв.м и 6740303 площадью 164,71 кв.м Схема расположения указанных земельных участков утверждена постановлением главы г. Екатеринбурга от 05.03.2009 N 553.
При этом согласия на образование трех земельных участков в соответствии с действующим законодательством общество не давало.
Доказательств, подтверждающих обоснованность своих действий, то есть формирования трех земельных участков и невозможности утверждения проекта границ двух земельных участков, администрацией в материалы дела не представлено.
Кроме того, из постановления главы г. Екатеринбурга от 05.03.2009 N 553 усматривается, что площадь сформированных администрацией земельных участков составляет 2782,84 кв.м и 2690,21 кв.м, в то время как расположенная на земельном участке автостоянка занимает 2998 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.07.2005.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что отказ администрации от утверждения проектов границ и предоставления испрашиваемых им земельных участков в собственность, выраженный в письме от 19.02.2009 N 21-01/1071, противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, является верным.
Довод заявителя о том, что обязанность испрашивать согласие общества на образование спорных земельных участков у него не возникла, отклоняется, поскольку земельные участки, указанные в постановлении от 05.03.2009 N 553, формировались из земельных участков, на которых расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости и находящиеся у него на праве аренды.
Ссылка заявителя на недостижение градостроительной цели предоставления земельного участка не может быть принята судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для настоящего спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2009 по делу N А60-5322/2009-С5 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 названной статьи (ч. 4 ст. 11.2 данного Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2009 г. N Ф09-8446/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника