Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 августа 2010 г. N Ф09-6045/10-С4 по делу N А47-4286/2009
Дело N А47-4286/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Матанцева И.В., Шершон Н.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервисстрой" (далее - общество "Транссервисстрой") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2010 по делу N А47-4286/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу по иску Министерства молодежной политики спорта и туризма Оренбургской области к обществу "Транссервисстрой" о взыскании 12 646 670 руб. долга, а также по встречному иску общества "Транссервисстрой" к Министерству молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области о признании государственного контракта незаключенным.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Транссервисстрой" - Панченко Е.В. (доверенность от 07.12.2009).
Представители иных лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "Транссервисстрой" о взыскании 12 646 670 руб. долга (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.07.2009 произведена замена истца - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области на его правопреемника - Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области (в порядке, предусмотренном ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Тоцкий район" Оренбургской области, открытое акционерное общество "Оренбургагропромпроект" (далее - общество "Оренбургагропромпроект").
Общество "Транссервисстрой" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области со встречным иском о признании государственного контракта незаключенным.
Решением суда от 05.03.2010 (судья Кофанова Н.А., арбитражные заседатели Голиков П.А., Мухина Т.Ф.) первоначальные исковые требования удовлетворены. С общества "Транссервисстрой" в пользу Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области взысканы 12 646 670 руб. долга, 119 700 руб. расходов на оплату услуг эксперта.
В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 (судьи Ширяева Е.В., Мальцева Т.В., Фотина О.Б.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Транссервисстрой" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителя, государственный контракт на выполнение подрядных работ для нужд Оренбургской области по итогам открытого аукциона от 23.06.2008 N 1-3-1200-08-0303-08 (далее - контракт) является незаключенным, поскольку цена контракта сторонами не согласована, смета на сумму 60 243 041 руб. 15 коп. не приложена, иной порядок определения стоимости контракта сторонами не утвержден. Кроме того, заявитель не согласен с экспертным заключением от 17.12.2009 N 092-04-00314, ссылаясь на то, что при проведении экспертизы экспертом были произведены расчеты только частично невыполненных работ, а не всего объема работ.
Как следует из материалов дела, между Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области (заказчик) и обществом "Транссервисстрой" (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для нужд Оренбургской области по итогам открытого аукциона от 23.06.2008 N 1-3-1200-08-0303-08, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по капитальному строительству объекта "Межшкольный физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом" по пер. Магнитному в с. Тоцкое Тоцкого района Оренбургской области за счет средств областного бюджета (п. 1.2 контракта). Стоимость работ составляет 60 243 041 руб. 15 коп., и является неизменной на протяжении всего периода действия контракта, расчеты за выполненные работы производятся заказчиком на основании актов формы КС-2, КС-3 не позднее 26 числа каждого месяца (п. 2.1, 2.4 контракта). Сроки выполнения работ: начало - в течение 10 дней с момента заключения контракта, окончание - не позднее - 06.11.2008 (п. 3.1 контракта).
В соответствии с представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат ответчиком на указанном объекте выполнены и истцом приняты работы по капитальному строительству объекта на общую сумму 59 843 883 руб. 55 коп., кроме того, ответчиком выполнен объем дополнительных работ на сумму 6 133 814 руб.
Из гарантийного письма от 22.12.2008 N 667, выданного обществом "Транссервисстрой" истцу после подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, следует, что подрядчик гарантирует ввод в эксплуатацию объекта "Межшкольный физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом" в срок до 31.12.2008, устранение замечаний по пусконаладочным работам - в срок до 05.02.2009, выполнение работ по благоустройству - в мае 2009.
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, ссылаясь на то, что работы по капитальному строительству объекта выполнены не в полном объеме, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика стоимости не выполненных работ.
Общество "Транссервисстрой", в свою очередь, обратилось в арбитражный суд со встречным иском о признании контракта незаключенным, указывая на то, что цена контракта являлась не согласованной, сметная стоимость лота не соответствует цене контракта, а проектно-сметная документация не прошла правовую экспертизу до того, как контракт был заключен.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п. 2 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Исходя из п. 1, 2 ст. 740, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий в том числе виды, содержание и объемы работ, конечный срок выполнения работ, их стоимость.
Согласно ст. 32 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении государственного или муниципального заказа путем проведения открытого аукциона предметом торгов является цена государственного или муниципального контракта.
На основании выписки из протокола открытого аукциона начальная (максимальная) цена лота определена в размере 60 545 770 руб. По итогам аукциона между Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области и обществом "Транссервисстрой" как победителем аукциона, предложившим наиболее низкую цену, был заключен контракт на сумму 60 243 041 руб. 15 коп.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что истцом ответчику уплачена сумма 59 843 883 руб. 55 коп. за весь объем работ, указанных в актах формы КС-2; обществом "Транссервисстрой" обязательства по государственному контракту не исполнены. В соответствии с экспертным заключением от 17.12.2009 N 092-04-00314 стоимость не выполненных ответчиком работ составляет 12 646 670 руб. С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что названная сумма подлежит взысканию с общества "Транссервисстрой" в пользу Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не находят оснований для признания государственного контракта не заключенным (в соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 05.03.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.05.2010 подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2010 по делу N А47-4286/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервисстрой" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 32 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении государственного или муниципального заказа путем проведения открытого аукциона предметом торгов является цена государственного или муниципального контракта.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что истцом ответчику уплачена сумма 59 843 883 руб. 55 коп. за весь объем работ, указанных в актах формы КС-2; обществом "Транссервисстрой" обязательства по государственному контракту не исполнены. В соответствии с экспертным заключением от 17.12.2009 N 092-04-00314 стоимость не выполненных ответчиком работ составляет 12 646 670 руб. С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что названная сумма подлежит взысканию с общества "Транссервисстрой" в пользу Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области. Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не находят оснований для признания государственного контракта не заключенным (в соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2010 г. N Ф09-6045/10-С4 по делу N А47-4286/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника