Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 ноября 2009 г. N Ф09-8111/09-С6
Дело N А76-1314/2009-49-37-61-162
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Маликовой Э.М., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр дорожного сервиса" (далее - общество "Центр дорожного сервиса") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2009 по делу N А76-1314/2009-49-37-61-162 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принимал участие представитель общества "Центр дорожного сервиса" - Пиманова И.В. (доверенность от 08.09.2009 N 07-177).
Общество "Центр дорожного сервиса" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Челябинска (далее - администрация), Комитета по имущественным и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет), выразившегося в нерассмотрении заявления общества "Центр дорожного сервиса" от 10.07.2007 об утверждении проекта границ земельного участка под принадлежащей обществу на праве собственности автозаправочной станции европейского типа по адресу: г. Челябинск, перекресток пр. Победы и ул. Салавата Юлаева, и обязании администрации и комитета утвердить проект границ указанного земельного участка (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска (далее -Главархитектура).
Решением суда от 13.05.2009 (судья Тиунова Т.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 (судьи Соколова Т.В., Баканов В.В., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Центр дорожного сервиса" просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 31, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и противоречие выводов судов обстоятельствам дела и указанным нормам материального права. Заявитель полагает, что поскольку комитет является структурным подразделением администрации, вывод судов об отсутствии со стороны администрации бездействия, необоснован. Администрация в лице комитета на основании заявления гражданина или юридического лица обязана в месячный срок со дня поступления указанного заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровое карте соответствующей территории (п. 8 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска, утвержденного решениями Челябинской городской Думы от 28.11.2006, 04.09.2007, 26.02.2008, 23.09.2008, 11.11.2008). В связи с этим заявитель полагает, что ненаправление администрации соответствующего заявления не может являться основанием для отказа в признании ее бездействия незаконным. Заявитель считает, что письмо комитета от 10.10.2007 N 9253 не содержало отказа в формировании земельного участка, а было направлено на устранение недочетов и представление дополнительных документов. По мнению заявителя, в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит предоставление органу местного самоуправления исполнительной съемки с границами сформированного участка при подготовке проекта границ земельного участка, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о ненадлежащем оформлении заявителем документов с учетом требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит исключению из мотивировочной части. Заявитель полагает, что обстоятельства дела свидетельствуют о неисполнении администрацией и комитетом обязанности предусмотренной ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации по утверждению проекта границ земельного участка, либо по отказу в этом в тридцатидневный срок.
Как установлено судами, обществом "Центр дорожного сервиса" по договору купли-продажи от 28.11.2006, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ТоНиК", приобретен в собственность комплекс зданий, строений и сооружений автозаправочной станции европейского типа, расположенный по адресу: г. Челябинск, перекресток пр. Победы и ул. Салавата Юлаева. Переход права зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 25.12.2006.
Общество "Центр дорожного сервиса" 27.12.2006 обратилось в комитет с заявкой на приватизацию земельного участка, на котором расположена автозаправочная станция. Одновременно общество "Центр дорожного сервиса" обратилось к заместителю главы г. Челябинска с просьбой о проведении работ по формированию и утверждению проекта границ данного земельного участка.
По заявлению общества "Центр дорожного сервиса" проведены работы по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, пересечение пр. Победы - ул. Городская, необходимого для эксплуатации автостоянки и АЗС. По результатам работ подготовлено землеустроительное дело N 1530/1, земельному участку присвоен условный кадастровый номер 74:36 07 13 004.
Общество "Центр дорожного сервиса" 10.07.2007 обратилось в комитет с просьбой утвердить проект границ земельного участка в соответствии с указанным землеустроительным делом.
Комитет в письме от 10.10.2007 N 9253 сообщил, что испрашиваемый земельный участок находится в двух зонах - общественно-деловая зона и зона инженерной и транспортной инфраструктуры, в связи с чем подготовить распоряжение об утверждении проекта границ земельного участка не представляется возможным. Обществу предложено для дальнейшей работы по утверждению границ земельного участка устранить вышеуказанные замечания в Главархитектуре и предоставить исполнительскую съемку (красной линии) М1:500 с границами формирования участка.
Общество "Центр дорожного сервиса" 15.05.2008 вновь обратилось в комитет с просьбой о завершения работы по утверждению границ земельного участка, предоставив землеустроительное дело, исполнительную съемку по зонированию и копию ситуационного плана, свидетельствующие о том, что участок находится в границах одной территориальной зоны.
В ответ на указанное обращение комитет рекомендовал обществу "Центр дорожного сервиса" обратиться в Главархитектуру для устранения установленных и неустраненных замечаний.
В порядке разъяснения 01.08.2008 общество "Центр дорожного сервиса" обратилось в Главархитектуру, которая сообщила, что земельный участок на пересечении пр. Победы и ул. Салавата Юлаева в Курчатовском районе, расположен в зоне Б. 1.2.2. - вне исторической зоны района. Разрешенные виды использования земельных участков на данной территории не предполагают размещение АЗС.
В свою очередь, комитет, рассмотрев обращение заявителя от 12.09.2008 об ускорении процесса согласования, 13.10.2008 направил в Главархитектуру письмо о согласовании проекта распоряжения об утверждении границ земельного участка, однако такого согласования не последовало.
Общество "Центр дорожного сервиса", полагая, что бездействие администрации и комитета, выразившееся в нерассмотрении заявления общества "Центр дорожного сервиса" от 10.07.2007 об утверждении проекта границ земельного участка является незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что факт бездействия со стороны администрации и комитета отсутствует.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с Положением о комитете, утвержденным постановлением главы г. Челябинска от 26.12.2005 N 1507-п, функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Челябинска отнесены к ведению комитета, наделенного правами юридического лица
Как указывают суды, обществом "Центр дорожного сервиса" не были представлены надлежащим образом оформленные документы, определяющие местоположение границ земельного участка под принадлежащей ему на праве собственности автозаправочной станцией, в связи с чем комитет в своем письме от 10.10.2007 N 9253 указал на невозможность подготовки соответствующего распоряжения. Таким образом, суды пришли к выводу, что данное письмо следует считать отказом в утверждении проекта границ земельного участка, в связи с чем со стороны уполномоченного органа местного самоуправления бездействие отсутствует.
При таких обстоятельствах отказ судов в удовлетворении требований общества "Центр дорожного сервиса" следует признать обоснованным.
С учетом изложенного, ссылки заявителя кассационной жалобы о наличии бездействия со стороны администрации, отклоняются как несостоятельные.
Довод заявителя о том, что письмо комитета от 10.10.2007 N 9253 не является отказом в предоставлении проекта границ, отклоняется. Судами на основании исследования обстоятельств дела дана надлежащая правовая оценка данному письму (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оснований для его переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2009 по делу N А76-1314/2009-49-37-61-162 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр дорожного сервиса" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с Положением о комитете, утвержденным постановлением главы г. Челябинска от 26.12.2005 N 1507-п, функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Челябинска отнесены к ведению комитета, наделенного правами юридического лица
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2009 по делу N А76-1314/2009-49-37-61-162 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр дорожного сервиса" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2009 г. N Ф09-8111/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника