Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2009 г. N Ф09-8679/09-С2
Дело N А60-4146/2009-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Кангина А.В., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (далее - общество, истец) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по делу N А60-4143/2009-С3 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Курепина Н.П. (доверенность от 01.01.2009), Федоров А.Л. (доверенность от 30.03.2009), Чернова Н.Н. (доверенность от 23.03.2009), Романков А.Н. (доверенность от 01.01.2009);
Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (далее - управление) - Юрченко П.И. (доверенность от 17.04.2009), Клемятина Л.Е. (доверенность от 06.11.2009 N юр/92), Савельева Г.А. (доверенность от 06.11.2009 N юр/93);
Представители третьего лица - Федерального агентства по государственным резервам - в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к управлению о взыскании 46 012 136,66 руб. убытков, образовавшихся в связи с отказом в перечислении сумм налога на добавленную стоимость на основании абзаца 2 п. 4 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по операциям освежения материальных ценностей государственного резерва и уплатой им в бюджет Российской Федерации данных сумм налога, приходящегося на стоимость заложенного истцом в мобилизационный резерв имущества, за счет собственных средств.
Решением суда от 11.06.2009 (Сидорова А.В.) исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции указал на то, что у ответчика возникла обязанность по уплате НДС за оказанные истцом услуги. Поскольку налог уплачен истцом в бюджет, данная сумма является для него убытками.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 (судьи Гулякова Г.Н., Богданова Р.А., Голубцова В.Г.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд исходил из того, что совершенные сторонами операции по выпуску материальных ценностей государственного резерва не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, и истцом не доказано наличие у него убытков.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправомерность признания судом оказанием истцу не облагаемой НДС государственной услуги спорных операций, которые фактически являются реализацией материальных ценностей мобилизационного резерва; несоответствие вывода апелляционного суда об отсутствии убытков, ввиду представления истцом доказательств, подтверждающих их наличие и размер.
Из материалов дела видно, что между управлением и обществом (исполнитель) 01.01.2007 и 01.01.2008 заключены государственные контракты на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва N МР/80-636 и N МР/77 соответственно, согласно условиям которых управление поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва.
В 2007 - 2008 гг. истцом в адрес ответчика на закладываемые в мобилизационный резерв материальные ценности выставлены счета-фактуры по каждой проведенной операции на общую сумму 301 635 118,10 руб., в том числе НДС 46 012 136, 66 руб. Ответчик при осуществлении выпуска материальных ценностей из государственного резерва выставил на выпускаемые истцу материальные ценности счета-фактуры на общую сумму 301 635 118,10 руб., в том числе НДС 46 012 136, 66 руб.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон) государственный резерв, в который включаются и запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд (мобилизационный резерв), является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 2 Закона хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва.
Освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.
В соответствии со ст. 4 Закона формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации.
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 373 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.
Ответчик в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 17.12.2004 N 339 (далее - Положение), является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам, действует по его поручению, исполняя функции Росрезерва по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом в Уральском федеральном округе.
В соответствии с подп. 9 п. 3.1 Положения ответчик по поручению Росрезерва осуществляет реализацию материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, и заключение контрактов (договоров) на выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва.
Ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва по смыслу ст. 2 Закона является их хранение без права пользования до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва, а согласно п. 3 ст. 11 Закона перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.
Обязанность хранителя по освежению материальных ценностей государственного резерва предусмотрена п. 4 ст. 11, п. 2 ст. 13 Закона и п. 12 Положения о мобилизационном резерве.
В соответствии со ст. 143 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, которыми в силу ст. 11 Кодекса признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
В силу подп. 4 п. 2 этой статьи не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с условиями указанных контрактов управление поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва.
В соответствии с п. 4.3.5 контрактов исполнитель как ответственный хранитель обязуется производить своими силами и средствами размещение, выпуск, замену и освежение материальных ценностей мобилизационного резерва в соответствии с установленными сроками хранения без разрыва во времени между выпуском и закладкой.
На основании указанных контрактов истец осуществлял ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, являлся получателем выпускаемых и поставщиком закладываемых материальных ценностей государственного резерва.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод апелляционного суда, что совершенные сторонами операции по выпуску материальных ценностей государственного резерва не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Апелляционным судом на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено отсутствие доказательств, подтверждающих возникновение у общества убытков, а также доказательств нарушения его прав и законных интересов управлением.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции и установленных им фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по делу N А60-4143/2009-С3 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 143 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, которыми в силу ст. 11 Кодекса признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
В силу подп. 4 п. 2 этой статьи не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
...
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2009 г. N Ф09-8679/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника