Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 августа 2010 г. N Ф09-6086/10-С4 по делу N А71-1426/2010-Г22
Дело N А71-1426/2010-Г22
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Файзутдинова И.Ш., судей Матанцева И.В., Дядченко Л.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.04.2010 по делу N А71-1426/2010-Г22 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по тому же делу по иску индивидуального предпринимателя Хаернасова Рольвера Ростямовича к муниципальному учреждению "Управление внешнего благоустройства администрации г. Ижевска" (далее - муниципальное учреждение), муниципальному образованию "Город Ижевск", Управлению благоустройства и транспорта администрации г. Ижевска о взыскании задолженности по муниципальному контракту.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Индивидуальный предприниматель Хаернасов P.P. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 30.10.2009 N 133 в сумме 110 000 руб.
Определением суда от 15.03.2010 в порядке, установленном ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству ответчика с согласия истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование "Город Ижевск", Управление благоустройства и транспорта администрации г. Ижевска.
Решением суда от 06.04.2010 (судья Сидоренко О.А.) с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" взыскано 110 000 руб. долга по муниципальному контракту и 4 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к муниципальному учреждению, Управлению благоустройства и транспорта администрации г. Ижевска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (судьи Богданова Р.А., Виноградова Л.Ф., Григорьева Н.П.) решение суда от 06.04.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе муниципальное образование "Город Ижевск" просит отменить решение и постановление судов в части взыскания задолженности с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны указанного муниципального образования и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, поскольку муниципальное учреждение, являясь самостоятельным юридическим лицом и муниципальным заказчиком по спорному муниципальному контракту, в силу ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и ответственность финансового органа по обязательствам бюджетных учреждений законодательством не предусмотрена, то муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Заявитель также указывает, что кредиторская задолженность по муниципальному контракту числится в реестре денежных обязательств за учреждением, с лицевого счета которого списываются денежные средства при осуществлении расчетов. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что на основании ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования в суде в качестве представителя ответчика выступает главный распорядитель бюджетных средств, которым в данном случае является Управление благоустройства и транспорта администрации г. Ижевска.
Как следует из материалов дела, между муниципальным учреждением (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Хаернасовым P.P. (подрядчик) 30.10.2009 заключен муниципальный контракт N 133, согласно п. 2.1, 3.1 которого подрядчик обязуется по поручению заказчика выполнить работы по устройству и ремонту остановочной и посадочных площадок на остановках общественного транспорта "ул. Комсомольская" на дороге Ижевск -Оранжерейный комплекс в г. Ижевске в соответствии со сметой (приложение N 1), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
В подтверждение факта выполнения подрядчиком предусмотренных контрактом от 30.10.2009 работ на сумму 190 000 руб. в материалы дела представлены акт приемки выполненных работ от 02.11.2009 N 1 (форма КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и произведенных затрат от 02.11.2009 N 1 (форма КС-3) за период с 01.11.2009 по 15.11.2009, подписанные индивидуальным предпринимателем Хаернасовым P.P. и представителем муниципального учреждения.
Оплата выполненных и сданных подрядчиком работ, принятых заказчиком без замечаний, произведена последним частично, в сумме 80 000 руб. (платежное поручение от 18.12.2009 N 2151), задолженность по оплате составила 110 000 руб., что подтверждается также актом сверки взаимных расчетов между подрядчиком и заказчиком по состоянию на 10.02.2010.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании суммы задолженности по оплате работ, выполненных в соответствии с контрактом от 30.10.2009.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание, что факт наличия долга в заявленной ко взысканию сумме не отрицается ответчиками, суды удовлетворили исковые требования за счет казны муниципального образования "Город Ижевск".
В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 названного Федерального закона).
Из материалов дела усматривается, что муниципальное учреждение при заключении муниципального контракта от 30.10.2009 получило полномочия муниципального заказчика и при исполнении контракта действовало в интересах и от имени муниципального образования "Город Ижевск". Окончательный расчет за выполненные работы заказчик должен был произвести после подписания им актов выполненных работ и предъявления подрядчиком платежных документов за счет средств бюджета г. Ижевска в пределах соответствующих бюджетных ассигнований.
Судами также установлено, что обязательства по оплате выполненных подрядчиком по контракту от 30.10.2009 работ в сумме 110 000 руб. не исполнены. При этом доказательств перечисления муниципальному учреждению денежных средств для осуществления расчетов с истцом в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах с учетом п. 5.2 контракта от 30.10.2009, согласно которому оплата выполненных работ производится путем списания денежных средств со счета бюджета г. Ижевска на расчетный счет подрядчика в размере подтвержденного бюджетного обязательства, суды взыскали задолженность по муниципальному контракту от 30.10.2009 с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск".
В кассационной жалобе заявитель указывает на механизм осуществления расчетов по муниципальным контрактам, что не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.04.2010 по делу N А71-1426/2010-Г22 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 названного Федерального закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2010 г. N Ф09-6086/10-С4 по делу N А71-1426/2010-Г22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника