Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 ноября 2009 г. N А60-43776/2009-С10
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (ИНН 6647004282, ОГРН 1076647000099) (далее - заявитель)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Машканцев А.Ю., представитель, доверенность N 9 от 01.06.2009, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: Сухонос Н.А., представитель, доверенность от 19.08.2009 N 0042-02/893.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От заинтересованного лица 27.10.2009 поступил отзыв на заявление и документы согласно приложению, которые приобщены к материалам дела.
Заявитель ходатайствует о приобщении к материалам дела документов по реестру. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
МУП "Теплосети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 27 от 31.08.2009 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания), которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Заинтересованное лицо считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Новолялинского района поступила жалоба гр.Лапаевой В.С. о неудовлетворительном техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Уральская, 74. В связи с этим, по требованию прокуратуры и на основании приказа от 08.07.2009 N С-13/36 от 08.07.2009 сотрудниками Отдела контроля по Северному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области 09.07.2009 проведена внеплановая проверка технического состояния указанного жилого дома.
В ходе проверки жилого дома выявлены нарушения пунктов 3.3.1, 3.3.4, 3.4.1, 3.4.2, 4.4.1, 4.1.15, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), а именно: на кровле наличие бытового, строительного мусора, подвальные помещения затоплены канализационными стоками и водой, в подвальном помещении обнаружена течь из канализационного стояка, в чердачном помещении наличие строительного, бытового мусора.
Вышеуказанные нарушения подтверждаются актом проверки N С-01/274 от 10.07.2009 и протоколом об административном правонарушении N С-05/27 от 10.07.2009.
На основании материалов проверки Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области было принято постановление N 27 от 31.08.2009 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) о привлечении МУП "Теплосети" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта общего имущества и мест общего пользования жилых многоквартирных домов.
Заявитель, не согласившись постановлением заинтересованного лица N 27 от 31.08.2009, в соответствии с положениями статей 30.1-30.3 КоАП РФ, статей 207-208 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, исследовав фактические обстоятельства, заслушав представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и(или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и(или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ необходимо установить, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, и этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых помещений.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилищного фонда.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 170 (далее - Постановление N 170), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.8 ПиН - техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: - управление жилищным фондом, т.е. организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами; - техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; - санитарное содержание.
В соответствии с ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить температурно-влажностный режим чердачных помещений, чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения (п. 3.3.1). Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием (п. 3.3.4.). Подвалы должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям (п. 3.4.2.). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов (п. 4.1.1). Не допускается подтопление подвалов из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования, захламление и загрязнение подвальных помещений (п. 4.1.15).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующий конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий, чистоту чердачных помещений, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (п. 4.6.1.1). Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, пробоины и повреждения в кровлях (п. 4.6.1.2).
В нарушение указанных требований в доме по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Уральская, 74, в момент проверки на кровле и в чердачном помещении находился бытовой и строительный мусор, подвальные помещения затоплены канализационными стоками и водой, в подвальном помещении обнаружена течь из канализационного стояка.
Из содержания ст. 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с п. 12 Устава, целью деятельности МУП "Теплосети" является эксплуатация и ремонт жилого фонда, находящегося на обслуживании Предприятия; основными видами деятельности являются эксплуатация жилого фонда, управление эксплуатацией жилого фонда (п. 13.7.), ремонт жилого фонда и ремонт внутренних и наружных инженерных сооружений (п. 13.9.).
Постановлением главы Новолялинского городского округа от 31.07.2007 г. N 309 "О передаче муниципального жилищного фонда" с 01.07.2007 г. муниципальный жилищный фонд Новолялинского городского округа был передан на обслуживание МУП "Теплосети" (п. З). В Приложении к постановлению N 309 есть перечень муниципального жилого фонда Новолялинского городского округа, передаваемого на обслуживание МУП "Теплосети", в котором имеется указанный в уведомлении о проведении проверки жилой дом.
В договоре N 100 от 24.03.2008 г. на обслуживание муниципального жилищного фонда и придомовых территорий в Новолялинском городском округе отражено, что Заказчик - администрация Новолялинского городского округа поручает, а Исполнитель - МУП "Теплосети" принимает на себя обязательства по оказанию услуг по: - содержанию общего имущества жилых домов, техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилых домов, текущему ремонту общего имущества жилых домов в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем связанных с таким ремонтом работ - выполнению работ по санитарному содержанию мест общего пользования, - начислению платежей населению по оплате за жилье и коммунальные услуги (п. 1.1.). Согласно данного договора, многоквартирным жилым домом, входящим в состав муниципального жилищного фонда признается многоквартирный жилой дом, все либо часть имущества которого находятся в муниципальной собственности, а другая часть имущества приватизирована в соответствии с законом нанимателями жилых помещений и в котором собственники имущества не приняли в установленном действующим законодательством порядке решения о выборе способа управления имуществом (п. 1.З.). Исполнитель выступает по настоящему договору в роли представителя интересов потребителей, которым оказываются услуги по настоящему договору (п. 1.4.).
Пунктом 2.1.3. договора закреплено, что Исполнитель обязан посредством заключения договоров с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов или собственными силами - обеспечивать оказание услуг, предусмотренных п. 1.1. настоящего договора (п. 2.1.2.), обеспечивать оказание услуг по данному договору в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и условиями настоящего договора (п. 2.1.3).
Постановление главы Новолялинского городского округа от 22.09.2009 г. N 424 "Об утверждении перечня работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов и придомовых территорий в Новолялинском городском округе" Приложением N 1 утверждает перечень работ и услуг по содержанию жилых домов и придомовых территорий, выполняемых за счет платы за содержание и текущий ремонт жилья. Пунктом 1 данного перечня установлено: устранение незначительных неисправностей в системе водопровода и канализации на общем имуществе многоквартирного дома. В приложении N 2 содержится перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов, выполняемых за счет платы за содержание и текущий ремонт жилья (разработан в соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170). Согласно данного перечня, предусматривается при ремонте внутренней системы водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, за исключением внутриквартирных устройств и приборов - "установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов за исключением внутриквартирных устройств и приборов" (п. 5). Таким образом, данные виды работ должны выполняться при техническом обслуживании д. 74 по ул. Уральская в г. Новая Ляля.
Постановлением главы Новолялинского городского округа от 14.11.2007 г. N 480 "О порядке учета и использования средств, поступающих от населения в качестве платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда" утвержден определенный порядок. Согласно данного порядка, плата за наем жилых помещений используется на капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию муниципального жилищного фонда (п. 2), начисление и сбор средств от платы за наем жилых помещений производится организациями, начисляющими платежи населению за жилое помещение и коммунальные услуги, а также управляющими организациями (п. 3), организации обязаны ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, перечислять собранные средства за наем в бюджет Новолялинского городского округа и представлять в Финансовое управление в Новолялинком городском округе отчет о собранных средствах от платы за наем согласно Приложению (п. 4).
По договору от 30.04.2008 г. N 105/3 на оказание услуг по сбору платежей, заключенному между администрацией Новолялинского городского округа и МУП "Теплосети", Исполнитель - МУП "Теплосети" - обязуется за вознаграждение осуществлять по поручению Администрации начисление и прием платежей от населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда и капитальный ремонт жилого фонда (п. 1.1.). Исполнитель - МУП "Теплосети" - обязуется осуществлять начисление платы за наем жилых помещений нанимателям и платы за капитальный ремонт собственникам жилых помещений (п. 2.2.1.), осуществлять прием платежей от населения через РКЦ (п. 2.2.2.), ежемесячно оформлять акт оказанных работ, акты сверок и другие документы, определенные настоящим договором (п. 2.2.5.). денежные средства, поступившие Исполнителю от населения за наем жилых помещений и капитальный ремонт, подлежат перечислению Администрации в течение 15 дней следующего за отчетным месяца (п. 2.2.6.), в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Финансовое управление в Новолялинском городском округе отчет о собранных средствах от платы за наем и капитальный ремонт (п. 2.2.7.).
Из информации, представленной и.о. директора МУП "Теплосети" К.К. Лесниковым от 20.07.2009 г. N 728 известно, что 09.02.2009 г. платежным поручением N 68 перечислены Администрации Новолялинского городского округа денежные средства в сумме 32751руб. 68 коп., собранных за наем жилых помещений согласно договору N 105 /3 от 30.04.2008 г. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представителями МУП "Теплосети" была представлена копия платежного поручения N 68 от 09.02.2009 г. Иных документов (платежные поручения, отчеты в Финансовое управление, акты оказанных работ, акты сверок и др.), подтверждающих исполнение постановления N 480 от 14.11.2007 г. и договора N 105 /3 от 30.04.2008 г. не представлено. Между тем, согласно информации, представленной и.о.главы Новолялинского городского округа И.И. Коротких от 30.07.2009 N 2080, "в 2009 г. МУП "Теплосети" было собрано денежных средств 2583, 0 тыс. руб., в том числе за содержание, техническое обслуживание жилищного фонда 1737,2 тыс. руб., за капитальный ремонт жилфонда 647,0 тыс. руб., за наем жилья 198,8 тыс. руб. Денежные средства администрации Новолялинского городского округа не перечислялись. Оставлены МУП "Теплосети" и направлены на следующие цели: содержание, техническое обслуживание мест общего пользования, капитальный ремонт жилищного фонда".
В связи с этим не принимается довод заявителя о том, что он осуществляет лишь сбор платежей по оплате жилья. МУП "Теплосети" должно обслуживать многоквартирный жилой дом N 74 по ул. Уральская и осуществлять в нем как текущий, так и капитальный ремонт. Кроме того, выявленные нарушения относятся к текущему ремонту.
Таким образом, событие правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности содержания жилого дома в надлежащем состоянии заявителем в материалы дела не представлено, ссылка на убыточность предприятия не является обстоятельством, исключающим вину предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения. Также материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что предприятием были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Довод заявителя о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, недопустимо, судом не принимается, поскольку основан на неверном толковании законодательства. Заместитель начальника Управления Госжилинспекции Свердловской области Смагина Н.А., действовала в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Нарушение административным органом срока рассмотрения дела, предусмотренного ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ было связано с необходимостью истребования дополнительных сведений. При этом оспариваемое постановление вынесено с соблюдением двухмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное нарушение не является существенным, в связи с чем не может служить основанием для признания постановления административного органа недействительным.
В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Заинтересованным лицом при назначении наказания учтены все фактические обстоятельства и назначен нижний предел штрафа в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ в размере 40000 руб.
Иные доводы, приведенные заявителем, не соответствуют фактическим обстоятельствам, в связи с чем не принимаются судом.
Также суд не усматривает оснований для признания административного правонарушения, допущенного предприятием, малозначительным.
Учитывая позицию, изложенную в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об оспаривании постановления, арбитражный суд может установить малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела, принять решение о признании постановления незаконным и отменить его.
В пункте 18 указанного Постановления также отмечено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абз.3 п. 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Материалами дела подтверждается невыполнение заявителем возложенных на него обязательств.
Таким образом, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 ноября 2009 г. N А60-43776/2009-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника