Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 ноября 2009 г. N А60-29091/2009-С3
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия "Пассажирское АТП Полевского городского округа"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Элесар"-Полевское грузовое автотранспортное предприятие"
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Полевского городского округа,
о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании:
от истца: С.Б. Исаков, директор по приказу N 4-лп от 20.01.2009 г., С.Е. Мягчилов, представитель по доверенности N б/н от 06.04.009 г.,
от ответчика: Ю.А. Юнусова, представитель по доверенности N б/н от 09.09.2009 г., Ю.А. Сергеев, представитель по доверенности N б/н от 02.10.2009 г.,
от третьего лица: Р.О. Бушин, представитель по доверенности N б/н 24.08.2009 г., О.Ю. Корнякова, представитель по доверенности N 37 от 21.10.2009 г.,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Элесар"-Полевское грузовое автотранспортное предприятие и просит признать действия ответчика по осуществлению пассажирских перевозок по маршруту N 144 незаконными и запретить перевозку пассажиров по маршруту N 144.
Истец в предварительном судебном заседании поддержал предъявленные исковые требования и уточнил, что предъявил требования в порядке искового производства.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, требования не признает, указав, что его деятельность по осуществлению пассажирских перевозок производится на установленных законодательством Российской Федерации основаниях и причины для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Определением от 10 сентября 2009 г. в соответствии с частью 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Полевского городского округа (620000, г. Полевской, ул. Свердлова, 19), так как судебный акт по настоящему делу может повлиять на его права и обязанности.
В судебном заседании 12 октября 2009 г. истец уточнил исковые требования и просит признать действия ответчика по осуществлению пассажирских перевозок по маршруту N 144К незаконными и запретить перевозку пассажиров по маршруту N 144К.
Заявленное истцом уточнение рассмотрено и принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
В настоящем судебном заседании третье лицо пояснило, что до объявления конкурса на 2009 г. реестра маршрутов не было, конкурс по маршруту N 144К не объявлялся, так как он дублирует маршрут N 145.
Администрация Полевского городского округа также указала, что реестра маршрутов на 2009 г. не было, поскольку он мог быть составлен только после проведенного конкурса.
Истец исковые требования поддержал.
Ответчик требования не признает.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в дел, арбитражный суд установил:
В соответствии с п. п. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, решением Думы Полевского городского округа от 30.12.2008 N 724 утверждено Положение об организации на территории Полевского городского округа пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования (далее по тексту - Положение об организации перевозок).
Пунктом 1.2. указанного положения предусмотрено, что оно регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в части организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок на территории Полевского городского округа.
Постановлением Главы Полевского городского округа N 59 от 20.01.2009 решено провести открытый конкурс на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории Полевского городского округа, а также утверждены извещение о проведении конкурса, конкурсная документация, состав конкурсной комиссии.
Во исполнение указанного постановления 06.04.2009 в Полевском городском округе был проведен открытый конкурс на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок.
Согласно конкурсной документации в конкурсе выделено 7 лотов, которые сформированы из следующих маршрутов движения, права на заключение договоров перевозок по которым выставлены на торги:
- лот N 1: маршруты N 5 "ТЭСЦ-2 - Добролюбова", N 7 "З. Бор (ч/з ул. Коммунистическая) - ТЭСЦ-2 - Ласточка", N 9 "З. Бор (ч/з ул. Р. Люксембург) - ТЭСЦ-2 - Ласточка", N 11 "З. Бор - Ласточка";
- лот N 2: маршруты N 2 "Автостанция - 2-е отделение совхоза", N 3 "Автостанция - Поликлиника N 2", N 12 "Автостанция - Автовокзал";
- лот N 3: маршруты N 101 "Автовокзал - Красная горка, Автовокзал - к/с "Уральские зори", N 104 "Автовокзал - село Мраморское", N 107 "Автовокзал" - село к. Брод";
- лот N 4: маршруты N 102 "Автостанция - пос. Ст. Полевской", N 103 "Автостанция - село Полдневая", N 105 "Автовокзал - пос. Ст. Полевской", N 106 "Автостанция - пос. Зюзельский";
- лот N 5: маршруты N 109 "Автовокзал - к/с "Малахит", N 114 "Автостанция - к/с "Летний стан";
- лот N 6: маршрут N 120 "Автовокзал - Екатеринбург";
- лот N 7: маршрут N 145 "Автостанция - Екатеринбург".
20.04.2009 между Администрацией Полевского городского округа (заказчик) и Муниципальным унитарным предприятием "Пассажирское АТП Полевского городского округа" (перевозчик) заключен договор N 10 об организации перевозок пассажиров по маршруту (маршрутам) регулярного пользования транспортом общего пользования.
Согласно указанному договору заказчик, в соответствии с предоставленными полномочиями, организует транспортное обслуживание населения, а перевозчик принимает на себя обязательства по оказанию услуг по перевозке пассажиров по маршруту (маршрутам) регулярного пользования N 145 (маршрут N 145 "Автостанция - Екатеринбург"), транспортом общего пользования и по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Поскольку, по мнению истца, ответчик осуществляет пассажирские перевозки по маршруту N 144К, совпадающему с маршрутом N 145, без оснований, установленных законом, нарушает экономические права и интересы истца, может создавать угрозу нарушения прав пассажиров при осуществлении перевозок общественным транспортом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Между тем суд не счел требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 4.3. Положения об организации перевозок открытие, изменение маршрута регулярных перевозок осуществляется администрацией Полевского городского округа в соответствии со своей компетенцией, в порядке, установленном постановлением Главы Полевского городского округа в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4.7. Положения открытие маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута. Форма паспорта маршрута утверждена постановлением Главы Полевского городского округа от 04.06.2007 N 621 "Об упорядочении организации пассажирских перевозок на городских и пригородных автобусных маршрутах в Полевском городском округе".
Решение о закрытии маршрута регулярных перевозок принимается администрацией Полевского городского округа, при наличии одного из следующих оснований: прекращение движения транспортных средств на маршруте регулярных перевозок или на его отдельных участках, отсутствие заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок на соответствующем маршруте регулярных перевозок, выявление нарушений требований к организации маршрутов регулярных перевозок (п. 4.8. Положения).
Из материалов дела усматривается, что маршрут ответчика N 144К утвержден надлежащим образом.
Помимо лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом (ответчик имеет лицензию N АСС-66-110253 от 06.05.2003 г.) и наличия у них транспортных средств перевозчики обязаны составить и утвердить в установленном порядке паспорт маршрута, схему маршрута с указанием опасных участков, а также расписание движения. В соответствии с п. 18, 55, Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 года N 200, п. 5.2.1.,5.2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 года N 2, параграфом 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 года N 176, паспорт маршрута должен быть согласован в установленном законом порядке.
Паспорт автобусного маршрута N 144К "Полевской/пл. Бажова/ -Екатеринбург" от 02.11.2006 г., выданный на имя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Элесар"-Полевское грузовое автотранспортное предприятие, составлен по установленной форме, утвержден Главой Полевского городского округа, согласован ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу, содержит схему маршрута с указанием опасных участков, расписание движения, а также иные необходимые данные.
С учетом того, что маршрут ответчика был утвержден ранее в установленном порядке и не закрыт, принимая во внимание отсутствие надлежащим образом утвержденного Реестра регулярных автобусных маршрутов, а также то, что конкурс по маршруту, обслуживаемому ответчиком N 144К, не проводился, суд полагает, что ответчик вправе на законном основании осуществлять обслуживание данного маршрута.
Более того, в материалы дела третьим лицом представлен документ, поименованный как "Реестр регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа", на котором имеется подпись Главы Полевского городского округа В.Я. Рейтера.
В судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что до объявления конкурса на 2009 г. реестр маршрутов отсутствовал.
В соответствии со статьей 36 Устава Полевского городского округа Глава городского округа в пределах своих полномочий издает правовые акты:
1) постановления - по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области;
2) распоряжения - по вопросам организации работы Администрации городского округа.
Нормативные правовые акты Главы, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Правовые акты Главы подлежат обязательному исполнению на всей территории городского округа.
Согласно п. 1 ст. 3 Устава Полевского городского округа Устав городского округа - акт высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории городского округа.
Как следует из вышеуказанных норм, утверждение Главой Полевского городского округа "Реестра регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа" должно быть облечено в форму правового акта - постановления, поскольку только правовые акты подлежат обязательному исполнению на территории городского округа.
Кроме того, поскольку утверждение "Реестра регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа" напрямую затрагивает права и обязанности граждан - пассажиров, перевозчиков, то такой правовой акт должен быть официально опубликован и вступает в силу после его официального опубликования.
Между тем названный "Реестр регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа" не облечен в форму правового акта, издание которых относится к компетенции главы муниципального образования.
Из пояснений третьего лица следовало, что правовых актов, относительно утверждения реестра маршрутов Главой Полевского городского округа не издавалось и, соответственно, официально не опубликовывалось.
Поскольку "Реестр регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа" не является правовым актом ввиду ее необличения в соответствующую юридическую форму, с учетом того, что схема движения маршрутов муниципального образования затрагивает права неопределенного круга граждан, пользующихся услугами общественного транспорта, а также права предпринимателей, оказывающих такие услуги, суд полагает, что "Реестр регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа" в установленном порядке не утвержден, а документ, поименованный как "Реестр регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа", на котором имеется подпись Главы Полевского городского округа В.Я. Рейтера, не подлежит исполнению на территории Полевского городского округа.
Из указанного вывода следует, что функционирование на территории Полевского городского округа иных маршрутов, которые отсутствовали в конкурсной документации, и на право заключения договора перевозки пассажиров по которым конкурс не был объявлен, но которые были открыты в установленном порядке, не исключается.
Кроме того, совпадение на отдельных участках пути следования транспортных средств маршрута N 145, обслуживаемого истцом, и маршрута N 144К, обслуживаемого ответчиком, не противоречит законодательству и, более того, соответствует пункту 4.6. утвержденного Думой Полевского городского округа Положения об организации перевозок, где установлено, что маршруты регулярных перевозок могут совпадать на отдельных участках следования транспортных средств.
В условиях отсутствия единого реестра регулярных автобусных маршрутов, проходящих по территории Полевского городского округа проведение Администрацией Полевского городского округа спорного конкурса по конкретному маршруту хотя и не противоречит законодательству, но и не исключает функционирование иных маршрутов, открытых ранее в установленном порядке.
Кроме того, учитывая тот факт, что истец достаточно давно осуществляет перевозки на территории Полевского городского округа, принимая участие в конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту N 145, не мог не знать о маршруте 144-К и о пути его следования.
Таким образом, ответчик вправе осуществлять пассажирские перевозки по установленному маршруту. Ответчик имеет паспорт маршрута, лицензию на осуществление перевозки пассажиров. При этом истец не оспаривает, что совпадает только часть маршрутов. Совпадение части маршрутов законодательству не противоречит.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "Компания "ЭЛЕСАР" - ПГАТП" и ГУП СО "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" (Автовокзал) 28.10.2008 г. был заключен договор N 177 на использование инфраструктуры автовокзала. Для заключения этого договора Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ЭЛЕСАР" - ПГАТП" предоставило все необходимые документы, подтверждающие правомерность осуществления услуг по перевозке пассажиров.
В соответствии с разделом 9 Положения "Об организации на территории Полевского городского округа пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования" между Администрацией Полевского городского округа и организациями-перевозчиками по результатам проведенных конкурсов заключаются договоры на организацию транспортных перевозок и использование объектов инфраструктуры - то есть Администрация Полевского городского округа оказывает перевозчикам возмездные услуги.
В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров и понуждение к заключению договоров не допускается, за исключением случаев когда такая обязанность предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством.
Действующим законодательством не предусмотрено обязанности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, заключать договоры на организацию пассажирских перевозок и использование транспортной инфраструктуры. Индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом при наличии у них соответствующих лицензий и соответственно при осуществлении данного лицензируемого вида деятельности обязаны соблюдать выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно подп. 7 п. 1. ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится "создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа".
Поскольку маршрут N 144К согласно Паспорта автобусного маршрута относится к пригородному, внутриобластному и проходит по территории других населенных пунктов - то есть выходит за границы Полевского городского округа - организация такого маршрута не может относиться к вопросам местного значения Полевского городского округа.
Поскольку ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с обслуживанием маршрута N 144К в установленном порядке, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на истца (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2009 г. N А60-29091/2009-С3
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника