Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 ноября 2009 г. N А60-44704/2009-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2010 г. N Ф09-1436/10-С1 по делу N А60-44704/2009-С9 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей" (ИНН 6666009173, ОГРН 1026600932082) к Главному санитарному врачу по г. Каменск-Уральский и Каменскому району Д.Н. Козловских о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Л.А. Чулкова - заведующая МДОУ, распоряжение о приеме на работу от 07.07.2009 г., паспорт 65 03 051599;
от заинтересованного лица - Л.С. Неугодникова - ведущий специалист, по доверенности N 05-28/189 от 14.07.2009 г., удостоверение ТУ N 542.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
По ходатайству заявителя определением суда от 13.10.09 г. рассмотрение дела отложено на 10 час. 11.11.2009 г.
Других ходатайств не заявлено.
МДОУ "Детский сад N 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Главного государственного санитарного врача по г. Каменск-Уральский и Каменскому району Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Д.Н. Козловских о назначении административного наказания от 08.09.2009 г. N 05-13/17.197/09.
При этом заявитель наличие события правонарушения не оспаривает, вину в совершении правонарушения не признает, ссылаясь на совершение всех зависящих от него действий по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, за нарушение которых установлена административная ответственность по ст. 6.7 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения, и отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд установил:
На основании распоряжения от 21.08.2009 г. N 03/20-347 сотрудниками заинтересованного лица в отношении МДОУ "Детский сад N 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, пр. Победы, д. 85, проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проверки установлены следующие нарушения заявителем санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
1. не представлена информации о результатах производственного лабораторного контроля в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский и Каменском районе, а именно: не проводится производственный контроль по микробиологическим факторам в соответствии с кратностью программы производственного лабораторного контроля (не представлены протоколы лабораторных испытаний на готовую пищу, смывы на я/гельминты с кратностью один раз в два месяца; воды питьевой, разводящая сеть один раз в квартал; песок на я/гельминты с кратностью два раза в год);
2. в помещениях прачечной, постирочной заявителя не проведена влажная уборка, а именно: в прачечной на шкафах для инвентаря, на подоконниках обнаружена видимая грязь и пыль;
3. не обеспечены условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: на пищеблоке фартук для мытья пола хранится вместе с фартуками для сырой продукции; на складе отсутствует ветошь для мытья холодильника; в прачечной уборочный инвентарь для уборки помещения для хранения чистого белья хранится в помещении;
4. заявителем проводится профилактическая дезинфекция в нарушение действующих методических документов (инструкций) на конкретное дезинфицирующее средство, а именно: в карантинной группе, пищеблоке, что подтверждается неудовлетворительными результатами лабораторных испытаний (массовая доля активного хлора рабочих растворов на пищеблоке 0,034%, при величине допустимого уровня 0,014-0,016%; массовая доля активного хлора рабочих растворов в подготовительной группе 0,009%, при величине допустимого уровня 0,014-0,016%, что является нарушением МУ по применению дезинфицирующего средства "Део-хлор" N 11-3/355-0;
5. в подготовительной группе МДОУ "Детский сад N 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей" обнаружено: чистые столовые приборы хранят в пластмассовых кассетах в вертикальном положении ручками вниз; нарушены правила механической очистки и мытья столовых приборов с применением моющих средств, что подтверждается неудовлетворительными результатами лабораторных испытаний в смывах с кассеты и ложек обнаружены бактерии группы кишечных палочек (при величине - отсутствие), что может привести к возникновению вспышек кишечных инфекций;
6. суточная проба отбирается не в полном объеме, а именно: нет пробы подлива за 20.08.2009 г.;
7. при отсутствии централизованного водоснабжения не обеспечена механизированная подача горячей воды в помещения медицинского назначения, в туалетные всех групповых ячеек;
что является нарушением п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 29, п. 2 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон), п. 2.8 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.п. 2.7.7, 2.8.1, 2.10.8, 2.10.24 СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", п. 6.0 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", п. 4.2.1 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Указанные нарушения подтверждаются протоколами лабораторных испытаний от 24.08.2009 г. N 10883, 10884э, N 6345э, от 25.08.2009 г. N 10874, 10875э, от 26.08.2009 г. N 6346э, N 10889э.
Итоги проверки отражены в акте проверки от 07.09.2009 г.
По результатам проверки в присутствии заведующей составлен протокол об административном правонарушении от 07.09.2009 г. (вручен в тот же день).
Заинтересованным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания N 05-13/17.197/09 от 08.09.2009 г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Полагая, что постановление о назначении административного наказания от N 05-13/17.197/09 от 08.09.2009 г. является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Пунктом 1 статьи 29 Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и соответствующие обязанности юридических лиц определены Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01 (далее - СП 1.1.1058-01), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. N 18 (ред. от 27.03.2007).
Из п. 2.8 СП 1.1.1058-01 следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 г. N 24 утверждены "Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03"
Согласно п. 2.7.7. СанПиН 2.4.1.1249-03 при отсутствии централизованного водоснабжения следует обеспечить механизированную подачу воды в пищеблок, изолятор и другие помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 град. С и не выше 60 град. С.
В соответствии с п. 2.8.1. СанПиН 2.4.1.1249-03 все помещения 2 раза в день убирают влажным способом с применением моющих средств. Уборку помещений проводят при открытых фрамугах или окнах. Особо тщательно моют часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, жесткую мебель и др.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки и др.).
Пунктом 2.10.8. СанПиН 2.4.1.1249-03 установлено, что столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия.
Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду.
Посуду хранят в буфете.
Посуду и столовые приборы моют в 2-х или 3-х гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения.
Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 град., ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.
Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке.
Для обеззараживания посуды рекомендуется использование сухожарового шкафа, который устанавливают в каждой групповой ячейке. При его отсутствии для обеззараживания посуды в каждой группе следует иметь емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе (приложение 3).
Согласно п. 2.10.24. СанПиН 2.4.1.1249-03 ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации. Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2-+6 град. С. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник.
В соответствии с п. 6.0. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. N 129, в дошкольных образовательных учреждениях, школах, оздоровительных организациях, высших и средних учебных заведениях, других образовательных и воспитательных организациях, осуществляющих воспитание и обучение населения, должны обеспечиваться условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней в соответствии с санитарными правилами.
Согласно п. 4.2.1. СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. N 131, в образовательных учреждениях для детей и подростков (далее - детских учреждениях) профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию проводят в соответствии с нормативными документами, заключительную дезинфекцию - по эпидемиологическим показаниям.
Статьей 6.7 КоАП РФ установлено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, заявителем не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина заявителя в совершении административного правонарушения установлена административным органом, состоит в том, что у заявителя имелась возможность в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 6.7 КоАП РФ, но не были приняты все необходимые меры для их соблюдения.
Суд не принимает довод заявителя об отсутствии вины в совершении административного правонарушения со ссылкой на представленные в судебном заседании доказательства, свидетельствующие о совершении заявителем действий, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, а именно: служебное письмо N 46 от 21.09.2009 г. и ответ на него Управления образования города Каменска-Уральского от 19-23/731 от 24.09.2009 г., поскольку указанные действия, совершены заявителем после проведения проверки и привлечения к административной ответственности.
Заинтересованным лицом соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, применена минимальная мера наказания с учетом смягчающих ответственность обстоятельств (правонарушение совершено впервые; отсутствие финансирования из бюджета для оплаты производственного контроля, проводимого заявителем).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.7 Кодекса.
Таким образом, у суда не имеется оснований для признания незаконным постановления Главного государственного санитарного врача по г. Каменск-Уральский и Каменскому району Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Д.Н. Козловских от 08.09.2009 г. N 05-13/17.197/09 о назначении административного наказания по ст. 6.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2009 г. N А60-44704/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2010 г. N Ф09-1436/10-С1 по делу N А60-44704/2009-С9 настоящее решение оставлено без изменения