Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 ноября 2009 г. N А60-45218/2009-С6
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел дело N А60-45218/2009-С6 по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (далее - МУП "Теплосети") к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области Отделу контроля по Северному управленческому округу (далее - Управление Госжилинспекции Свердловской области) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Машканцев А.Ю., представитель по доверенности N 9 от 01.06.2009;
от заинтересованного лица: Иванова Н.В., представитель по доверенности N 0042-02/1187 от 03.11.2009;
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заинтересованное лицо ходатайствует о приобщении к делу отзыва и материалов проверки, ходатайство удовлетворено. Других заявлений и ходатайств не поступило.
МУП "Теплосети" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Госжилинспекции Свердловской области о привлечении к административной ответственности N 28 от 07.09.2009 по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование возражений заинтересованное лицо представило отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
05 августа 2009 года специалистами отдела контроля по Северному управленческому округу Госжилинспекции Свердловской области по жалобе жителей дома, на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки N С-13/57 от 03.08.2009, проведена проверка технического состояния и эксплуатации жилых домов N 23 по ул. Лермонтова, N 13 по ул. Республики, N 3 по ул. Строителей, N 16 по ул. Лермонтова, N 33 по ул. Мира, N 77 по ул. Розы Люксембург, N 68б по ул. Розы Люксембург в г. Новая Ляля.
В ходе проверки были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По результатам указанного обследования составлены акты проверки от 10.08.2009 N С-01/323, N С-01/324, N С-01/325, N С-01/326, N С-01/327, N С-01/328, N С-01/329, МУП "Теплосети.
27 августа 2009 года прокурором Новолялинского района Свердловской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП "Теплосети".
На основании материалов проверки заместителем начальника Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Смагиной Н.А. в присутствии главного инженера МУП "Теплосети" К.К. Лесникова по доверенности и старшего юрисконсульта МУП "Теплосети" А.Ю. Машканцева, принято постановление N 28 от 07 сентября 2009 года о привлечении МУП "Теплосети" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей за нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Считая привлечение к административной ответственности незаконными МУП "Теплосети" обратился с заявлением об оспаривании указанного постановления в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1.8 ПиН - техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
- управление жилищным фондом, т.е. организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами;
-техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий;
В соответствии с разделом II ПиН, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает комплекс строительных и организационно - технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пункт 2.6. ПиН устанавливает перечень мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации.
В соответствии с п. 2.6.1. ПиН, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормальные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В соответствии с п. 2.6.2. ПиН, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков: обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифив, исправность пожарных гидрантов.
В соответствии с п. 2.6.6. ПиН, в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях при наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
В соответствии с п. 2.6.10. ПиН, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
В соответствии с ПиН организации, обслуживающие жилищного фонда должны обеспечить температурно-влажностный режим чердачных помещений, чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения (п. 3.3.1). Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием (п. 3.3.4.). Подвалы должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям (п. 3.4.2.). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов (п. 4.1.1). Не допускается подтопление подвалов из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования, захламление и загрязнение подвальных помещений (п. 4.1.15).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующий конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий, чистоту чердачных помещений, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (п. 4.6.1.1). Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, пробоины и повреждения в кровлях (п. 4.6.1.2).
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что 24.03.2008 между администрацией Новолялинского городского округа и МУП "Теплосети" был заключен договор на обслуживание муниципального жилищного фонда и придомовых территорий в Новолялинском городском округе N 100. На момент проверки указанный договор действовал.
В соответствии с постановлением главы Новолялинского городского округа от 07.05.2007 N 168 "О создании муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля", данное предприятие создавалось в целях оказания коммунальных услуг, обслуживания жилищного фонда по регулируемым органами государственной власти и органами местного самоуправления ценам. Для достижения этих целей определен предмет деятельности: обслуживание жилого и нежилого фонда, ремонт жилого фонда, находящегося на обслуживании предприятия.
В соответствии с Уставом, целью деятельности МУП "Теплосети" является эксплуатация и ремонт жилого фонда, находящегося на обслуживании Предприятия (п. 12); основными видами деятельности являются эксплуатация жилого фонда, управление эксплуатацией жилого фонда (п. 13.7), ремонт жилого фонда и ремонт внутренних и наружных инженерных сооружений (п. 13.9).
Постановлением главы Новолялинского городского округа от 31.07.2007 N 309 "О передаче муниципального жилищного фонда" с 01.07.2007 г. муниципальный жилищный фонд Новолялинского городского округа согласно Приложению передан на обслуживание МУП "Теплосети" (п. 3), согласно постановлению главы Новолялинского городского округа от 05.09.2007 N 348 "О внесении изменения в постановление главы Новолялинского городского округа от 31.07.2007 N 309", дата передачи жилфонда Новолялинского городского округа на обслуживание МУП "Теплосети" с 01.07.2007 заменена на 01.08.2007. В Приложении к постановлению N 309 есть перечень муниципального жилого фонда Новолялинского городского округа, передаваемого на обслуживание МУП "Теплосети", в котором имеются указанные в актах проверки и постановлении прокурора Новолялинского района жилые многоквартирные дома.
В договоре N 100 от 24.03.2008 на обслуживание муниципального жилищного фонда и придомовых территорий в Новолялинском городском округе отражено, что Заказчик - администрация Новолялинского городского округа поручает, а Исполнитель - МУП "Теплосети" принимает на себя обязательства по оказанию услуг по:
содержанию общего имущества жилых домов, техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилых домов, текущему ремонту общего имущества жилых домов в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем связанных с таким ремонтом работ;
выполнению работ по санитарному содержанию мест общего пользования;
начислению платежей населению по оплате за жилье и коммунальные услуги (п. 1.1).
Согласно данного договора, многоквартирным жилым домом, входящим в состав муниципального жилищного фонда признается многоквартирный жилой дом, все часть имущества которого находятся в муниципальной собственности, а другая часть имущества приватизирована в соответствии с законом нанимателями жилых помещений и в котором собственники имущества не приняли на в установленным действующим законодательством порядке решения о выборе способа управления имуществом (п. 1.3).
Исполнитель выступает по настоящему договору в роли представителя интересов потребителей, которым оказываются услуги по настоящему договору (п. 1.4).
Пунктом 2.1.3 договора закреплено, что Исполнитель обязан посредством заключения договоров с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов или собственными силами - обеспечивать оказание услуг, предусмотренных п. 1.1 настоящего договора (п. 2.1.2), обеспечивать оказание услуг по данному договору в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и условиями настоящего договора (п. 2.1.3).
Постановление главы Новолялинского городского округа от 22.09.2009 N 424 "Об утверждении перечня работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов и придомовых территорий в Новолялинском городском округе" Приложением N 1 утверждает перечень работ и услуг по содержанию жилых домов и придомовых территорий, выполняемых за счет платы за содержание и текущий ремонт жилья.
Пунктом 1 данного перечня установлено: устранение незначительных неисправностей в системе водопровода и канализации на общем имуществе многоквартирного дома.
В приложении N 2 содержится перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов, выполняемых за счет платы за содержание и текущий ремонт жилья (разработан в соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Согласно данного перечня, предусматривается при ремонте крыши - "устранение неисправностей стальных, асбоцементных и других кровель, ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции" (п. 1), при ремонте внутренней системы водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, за исключением внутриквартирных устройств и приборов - "установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов за исключением внутриквартирных устройств и приборов" (п. 5).
Таким образом, данные виды работ должны выполняться при техническом обслуживании домов, расположенных в г. Новая Ляля и указанных в актах проверки от 10.08.2009 и постановлении прокурора Новолялинского района от 27.08.2009.
Постановлением главы Новолялинского городского округа от 14.11.2007 N 480 "О порядке учета и использования средств, поступающих от населения в качестве платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда" утвержден определенный порядок. Согласно данного порядка, плата за наем жилых помещений используется на капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию муниципального жилищного фонда (п. 2), начисление и сбор средств от платы за наем жилых помещений производится организациями, начисляющими платежи населению за жилое помещение и коммунальные услуги, а также управляющими организациями (п. 3), организации обязаны ежемесячно в срок до 15 - го числа месяца, следующего за отчетным, перечислять собранные средства за наем в бюджет Новолялинского городского округа и представлять в Финансовое управление в Новолялинком городском округе отчет о собранных средствах от платы за наем согласно приложению (п. 4).
По договору от 30.04.2008 N 105/3 на оказание услуг по сбору платежей, заключенному между администрацией Новолялинского городского округа и МУП "Теплосети", Исполнитель - МУП "Теплосети" - обязуется за вознаграждение осуществлять по поручению Администрации начисление и прием платежей от населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда и капитальный ремонт жилого фонда (п. 1.1).
Исполнитель - МУП "Теплосети" - обязуется осуществлять начисление платы за наем жилых помещений нанимателям и платы за капитальный ремонт собственникам жилых помещений (п. 2.2.1), осуществлять прием платежей от населения через РКЦ (п. 2.2.2), ежемесячно оформлять акт оказанных работ, акты сверок и другие документы, определенные настоящим договором (п. 2.2.5), денежные средства, поступившие Исполнителю от населения за наем жилых помещений и капитальный ремонт, подлежат перечислению Администрации в течение 15 дней следующего за отчетным месяца (п. 2.2.6), в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Финансовое управление в Новолялинском городском округе отчет о собранных средствах от платы за наем и капитальный ремонт (п. 2.2.7).
Таким образом, суд приходит к выводу, что МУП "Теплосети" является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения выражена в том, что МУП "Теплосети" не обеспечивает надлежащее содержание и техническое обслуживание жилых домов. Вопрос вины заявителя исследовался административным органом, что нашло отражение в постановлении N 28 от 07.09.2009. Доказательств того, что у МУП "Теплосети" не имелось возможности для соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, на рассмотрение дела административному органу и суду в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Ссылки заявителя на отсутствие денежных средств, необходимых для содержания и ремонта, подлежат отклонению, поскольку отсутствие финансирования не освобождает МУП "Теплосети" от исполнения обязанности по содержанию жилищного фонда, не свидетельствует об отсутствии вины и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
Также суд не находит оснований применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающих освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению как несостоятельное.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо негативных последствий для жизни и здоровья граждан правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Также отсутствие потерпевших не может являться основанием для освобождения от ответственности в силу малозначительности правонарушения.
Кроме того суд отмечает, что предприятию назначено административное наказание в виде минимального размера в рамках штрафной санкции, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Госжилинспекции Свердловской области N 28 от 07.09.2009 о назначении административного наказания МУП "Теплосети".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Отделу контроля по Северному управленческому округу о привлечении к административной ответственности N 28 от 07 сентября 2009 года по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2009 г. N А60-45218/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника