Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 ноября 2009 г. N Ф09-9235/09-С4
Дело N А47-17529/2004-14ГК
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сердитовой Е.Н., судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А47-17529/2004-14ГК Арбитражного суда Оренбургской области.
В судебном заседании принял участие представитель ФНС России Крупина И.П. (доверенности от 05.11.2009, 16.10.2009 N ММ-29-8/333).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
От Шумской Татьяны Борисовны поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие арбитражного управляющего. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании действий конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Орский завод тракторных прицепов - Сармат" (далее -общество "Орский завод тракторных прицепов - Сармат") незаконными в части отказа в проведении голосования по включенному в повестку дня собрания кредиторов данного общества вопросу "отчет конкурсного управляющего", нарушения при проведении собраний кредиторов Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 (далее - Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов), отстранении Шумской Т.Б. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2009 (судьи Деревягина Л.А., Ананьева Н.А., Фалько М.В.) заявление уполномоченного органа частично удовлетворено. Признаны незаконными действия конкурсного управляющего общества "Орский завод тракторных прицепов - Сармат" Шумской Т.Б. по отказу в проведении голосования по включенному в повестку дня собрания кредиторов данного общества вопросу "отчет конкурсного управляющего". В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 (судьи Серкова З.Н., Бабкина С.А., Матвеева С.В.) определение суда в части удовлетворения заявления ФНС России о признании незаконными действий конкурсного управляющего Шумской Т.Б. по отказу в проведении голосования по включенному в повестку дня собрания кредиторов общества "Орский завод тракторных прицепов - Сармат" вопросу "отчет конкурсного управляющего" отменено. В удовлетворении заявления уполномоченного органа в указанной части отказано.
В кассационной жалобе ФНС России просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. Заявитель указывает, что конкурсный управляющий Шумская Т.Б. в нарушение подп. "в" п. 5, подп. "в" п. 7, п. 8 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов не проводила голосование по вопросу отчета конкурсного управляющего о его деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, включенного в повестку дня собрания кредиторов общества "Орский завод тракторных прицепов - Сармат". По мнению уполномоченного органа, проведение голосования по данному вопросу является обязательным.
В отзыве на кассационную жалобу Шумская Т.Б. просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения, ссылаясь на то, что отчет конкурсного управляющего носит информационный характер и обязанность его утверждения собранием кредиторов Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)) не предусмотрена.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2005 общество "Орский завод тракторных прицепов - Сармат" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.12.2005 конкурсным управляющим должника утверждена Шумская Т.Б.
Конкурсным управляющим названного общества проведены собрания кредиторов: 30.01.2009 - с повесткой дня "отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства; продление процедуры конкурсного производства сроком на 6 месяцев", 27.02.2009, 16.06.2009 - с повесткой дня "отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства".
Ссылаясь на отказ конкурсного управляющего Шумской Т.Б. в проведении голосования по включенному в повестку дня собрания кредиторов вопросу "отчет конкурсного управляющего" и полагая, что данный отказ в силу п. 1 ст. 25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) является основанием для отстранения конкурсного управляющего, ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий арбитражного управляющего общества "Орский завод тракторных прицепов - Сармат" и отстранении Шумской Т.Б. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
Признавая действия конкурсного управляющего общества "Орский завод тракторных прицепов - Сармат" по отказу в проведении голосования по вопросу "отчет конкурсного управляющего", включенному в повестку дня собрания кредиторов, незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что данные действия противоречат п. 1, 10 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов и нарушают права кредиторов на голосование.
Отменяя в указанной части определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) арбитражного управляющего. При этом по смыслу п. 1 ст. 60 названного Закона при обращении в арбитражный суд с данными требованиями заявитель должен указать какие его права и интересы нарушены неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Исходя из п. 5, 7 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования, принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий открывает собрание кредиторов и объявляет о повестке дня данного собрания, обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня, проводит в установленном порядке голосование.
В соответствии со ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
В силу п. 2 ст. 12 названного Закона к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; утверждение и изменение плана внешнего управления; утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией; принятие решения о заключении мирового соглашения; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с данным Законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов; избрание представителя собрания кредиторов.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что отчет конкурсного управляющего о проделанной работе в ходе конкурсного производства Шумская Т.Б. собранию кредиторов представляла, согласно имеющимся в настоящем деле протоколам собраний кредиторов общества "Орский завод тракторных прицепов - Сармат" указанный отчет доведен до сведений кредиторов, замечаний на него не представлено, суд апелляционной инстанции установил, что права уполномоченного органа в данном случае не нарушены.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции от 08.09.2009 следует оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А47-17529/2004-14ГК Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 12 названного Закона к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; утверждение и изменение плана внешнего управления; утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией; принятие решения о заключении мирового соглашения; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с данным Законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов; избрание представителя собрания кредиторов.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А47-17529/2004-14ГК Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2009 г. N Ф09-9235/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника