Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 ноября 2009 г. N Ф09-9256/09-С1
Дело N А47-5003/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области (далее - Совет депутатов) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2009 по делу N А47-5003/2009.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - ОАО "Оренбургнефть") - Толстых В.В. (доверенность от 24.12.2008 N 582);
общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" (далее - ООО "Газпром добыча Оренбург") - Хихля В.Б. (доверенность от 22.12.2008 N 551).
От Совета депутатов, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Оренбургнефть" и ООО "Газпром добыча Оренбург" обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов от 05.08.2008 N 118/140-II-СД в части установления коэффициента арендатора к базовой ставке арендной платы за земельные участки для предприятий разведки, добычи и транспортировки нефти и газа.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2009 (судьи Шабанова Т.В., Лазебная Г.Н., Хижняя Е.Ю.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение Совета депутатов признано несоответствующим ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим в части установления коэффициента арендатора к базовой ставке арендной платы за земельные участки для предприятий разведки, добычи и транспортировки нефти и газа (строка 1 таблицы N 2 Приложения к решению, строка 4 таблицы N 3 Приложения к решению). Суд обязал Совет депутатов привести решение в оспариваемой части в соответствие с нормами действующего законодательства.
В кассационной жалобе Совет депутатов просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что Совет депутатов принял оспариваемый нормативный правовой акт в соответствии с действующим законодательством, в пределах его полномочий. Заявитель жалобы также отмечает, что порядок определения размера арендной платы, утвержденный оспариваемым решением от 05.08.2008 N 118/140-II-СД, существенно не изменил сумму арендной платы за 1 кв.м за земельные участки, используемые нефтегазодобывающими предприятиями, установленную решениями Совета депутатов от 29.12.2005 N 30 и от 24.03.2006 N 42; ОАО "Оренбургнефть" и ООО "Газпром добыча Оренбург" не возражали против установленного размера арендной платы, что подтверждается заключенными договорами аренды земельных участков от 18.04.2006 N 599-08, от 03.09.2008 N 1649-08.
Как следует из материалов дела, Советом депутатов 05.08.2008 было вынесено постановление N 118, в соответствии с п. 1 которого принято решение от 05.08.2008 N 118/140-II-СД "Об утверждении порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Переволоцкого района".
Глава района 05.08.2008 указанное решение подписал, с момента его официального опубликования в газете "Светлый путь" от 07.08.2008 N 87 решение от 05.08.2008 N 118/140-II-СД вступило в силу, также признан утратившим силу ранее действующий порядок расчета арендной платы, введенный решением Совета депутатов от 29.04.2008 N 110/133-П-СД.
В соответствии с п. 5 раздела 2 Приложения к решению от 05.08.2008 N 118/140-II-СД размер арендной платы за использование земельного участка определяется по формуле: А = S х Бап х Ка, где: А - размер годовой арендной платы за земельный участок; S - площадь земельного участка; Бап - базовая ставка арендной платы за земельные участки в размере кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования в рублях; Ка - коэффициент арендатора, устанавливаемый в процентном отношении от кадастровой стоимости.
При этом коэффициент арендатора определяется в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков и обусловлен видом деятельности арендатора, что следует из содержания таблиц N 1, 2, 3, 4 Приложения к решению от 05.08.2008 N 118/140-II-СД.
Согласно строки 1 таблицы N 2 Приложения к решению от 05.08.2008 N 118/140-II-СД в отношении предприятий, осуществляющих разведку, добычу и транспортировку нефти и газа, коэффициент арендатора, устанавливаемый в процентном отношении от кадастровой стоимости, определен в размере 4 729, 20 при использовании земель из земель промышленности и иного специального назначения за 1 кв.м.
При использовании земель из земель сельскохозяйственного назначения за 1 га для данных предприятий коэффициент арендатора, устанавливаемый в процентном отношении от кадастровой стоимости, определен в размере 2 394, 605 (строка 4 таблицы N 3 Приложения).
ОАО "Оренбургнефть" и ООО "Газпром добыча Оренбург", полагая, что решение Совета депутатов от 05.08.2008 N 118/140-II-СД в части порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, а именно: в части установления коэффициента арендатора к базовой ставке арендной платы за земельные участки для предприятий разведки, добычи и транспортировки нефти и газа не соответствует ст. 8, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 05.08.2008 N 118/140-II-СД в указанной части недействующим.
Суд первой инстанции, сделав выводы о несоответствии оспариваемого решения Совета депутатов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") и нарушении данным нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворил заявленные требования.
Судебный акт является законным и отмене не подлежит в силу следующего.
Арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ч. 4, 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Таким образом, поскольку регулирование земельных отношений при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, невозможно без установления ставок арендной платы за земельные участки на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в границах которого находятся эти участки, органы местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, самостоятельно устанавливают базовые размеры арендной платы в зависимости от видов использования земель и категорий арендаторов.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил дифференциацию ставок арендной платы орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации может быть искажен. Поэтому судебные органы при рассмотрении споров, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставок арендной платы, и проверкой правильности расчета сумм арендной платы в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При рассмотрении спора по существу суд первой инстанции установил, что решение от 05.08.2008 N 118/140-II-СД принято Советом депутатов в пределах предоставленных ему полномочий, однако в нарушение требований ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Совет депутатов не представил доказательств экономической обоснованности определения коэффициента арендатора в отношении предприятий, осуществляющих разведку, добычу и транспортировку нефти и газа, в размере 4 729, 20 при использовании земель из земель промышленности и иного специального назначения за 1 кв.м и в размере 2 394, 605 при использовании земель из земель сельскохозяйственного назначения за 1 га.
С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), а также нарушению прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Совета депутатов правомерно признано судом первой инстанции не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не действующим в оспариваемой части.
Доводы Совета депутатов, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2009 по делу N А47-5003/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., уплаченную УФК по Оренбургской области (Переволоцкий РАЙФО, Администрация Переволоцкого района Оренбургской области), по платежному поручению от 12.10.2009 N 1079.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2009 г. N Ф09-9256/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника