Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 ноября 2009 г. N Ф09-8749/09-С4
Дело N А50-5028/2009-Б01
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дядченко Л.В., судей Азанова П.А., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2009 о включении требования государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Лес ИМПЭКС" (далее - общество) по делу N А50-5028/2009-Б01 о признании общества несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители:
Федеральной налоговой службы - Шумкова О.Н. (доверенность от 13.01.2009 N 34);
Фонда - Виноградова Н.В. (доверенность от 05.06.2009 N 01-13/05/32244).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.04.2009 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Волк Е.В. Объявление о признании общества банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 05.05.2009.
Фонд 26.05.2009 обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 2056349 руб. 53 коп. капитализированных платежей, предназначенных для обеспечения ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Попову Геннадию Ивановичу, Чувашову Максиму Алексеевичу, Чувашову Михаилу Алексеевичу.
Определением суда от 11.08.2009 (судья Субботина Н.А.) требования Фонда в сумме 2056349 руб. 53 коп. признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В порядке апелляционного производства определение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба просит определение суда отменить, ссылаясь на то, что у Фонда отсутствует право на обращение с заявлением в рамках дела о банкротстве; по мнению Федеральной налоговой службы, в силу ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве, является только Федеральная налоговая служба.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность определения суда проверяется судом кассационной инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Фонд, руководствуясь ст. 20, 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц-страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 2056349 руб. 53 коп. капитализированных платежей, предназначенных для обеспечения ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Попову Г.И., Чувашову М.А., Чувашову М.А.
Суд, проверив расчет, произведенный Фондом с применением Методики расчета капитализированных платежей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, и оценив документы, подтверждающие обоснованность начисления выплат гражданам, пришел к выводу о том, что требования являются обоснованными и подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что определение суда подлежит отмене, поскольку у Фонда отсутствует право на обращение с заявлением'в рамках дела о банкротстве, не принимаются.
На основании п. 2 ст. 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В силу п. 3 ст. 135 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшего, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV названного Закона).
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Статьями 3, 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" в п. 3 признал за Фондом право на самостоятельное требование к должнику-страхователю (в рамках дела о банкротстве последнего) о капитализации платежей, выплачиваемых Фондом застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и взыскании соответствующей капитализированной суммы.
При таких обстоятельствах суд правомерно рассмотрел требование Фонда и, признав его обоснованным, включил в реестр требований кредиторов должника.
Кроме того, следует отметить, что изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" в отношении того, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей), является Федеральная налоговая служба, внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663, то есть до обращения Фонда в арбитражный суд с вышеназванным требованием и принятия судом первой инстанции обжалуемого определения от 11.08.2009.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, определение суда является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2009 по делу N А50-5028/2009-Б01 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2009 г. N Ф09-8749/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника