Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 ноября 2009 г. N Ф09-9180/09-С2
Дело N А60-13052/2009-СР
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Татариновой И.А., судей Артемьевой Н.А., Беликова М.Б.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 1, далее - учреждение, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2009 по делу N А60-13052/2009-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Гаринского района (далее - управление, страхователь) ущерба в сумме 19 200 руб. 00 коп., причиненного вследствие необоснованной выплаты страхователем за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации единовременных пособий при рождении детей неработающим женам сотрудников Отдела внутренних дел Гаринского района Свердловской области в 2007 году.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2009 (судья Ю.А. Куричев) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что правоотношения, сложившиеся между учреждением и управлением, следует рассматривать как отношения по обязательному социальному страхованию, в которых учреждение реализует предусмотренные законом функции страховщика, а управление - функции страхователя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.0009 (судьи Савельева Н.М., Мещерякова Т.И., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, полагая при этом, что выплата спорных пособий должна быть произведена за счет средств федерального бюджета, выделенных в установленном порядке соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
Управление представило письменный отзыв на доводы кассационной жалобы, в котором указывает, что действия страхователя при выплате спорных пособий являлись правомерными и не нарушили имущественных прав страховщика.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего причинение вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Положениями подп. 4 п. 1 ст. 7 и подп. 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении ребенка.
В силу требований указанного закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание порядок финансирования расходов на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленный ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее -Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ), согласно которому: за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации производится выплата государственных пособий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; -и учитывая ограничения, установленные абз. 3 ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, в соответствии с которым:
выплата государственных пособий производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов; лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств; - следует признать, что выводы судов обеих инстанций о правомерности произведенных управлением за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации выплат единовременных пособий при рождении детей неработающим женам сотрудников Отдела внутренних дел Гаринского района Свердловской области являются обоснованными.
Таким образом, факт причинения вреда, повлекшего возникновение убытков, учреждением не доказан, вследствие чего оснований для применения положений ст. 15 и ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации у судов не имелось.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2009 по делу N А60-13052/2009-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 1) - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2009 г. N Ф09-9180/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника