Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 декабря 2009 г. N Ф09-9715/09-С1
Дело N А50-20008/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Слюняевой Л.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Думы Краснокамского городского поселения Пермского края (далее - Дума) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.09.2009 по делу N А50-20008/2009.
В судебном заседании приняли участие представители:
Думы - Баженов Д.Б. (б/д б/н до 31.12.2009);
общества с ограниченной ответственностью "Камская районная фильтровальная станция" (далее - общество "Камская районная фильтровальная станция") - Потапова Ю.А. (директор; протокол собрания учредителей от 26.03.2009), Афанасьева А.В. (доверенность от 10.06.2009 б/н);
администрации Краснокамского городского поселения - Чернова И.Ю. (доверенность от 02.12.2009 N 4).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Новогор-Прикамье", участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Камская районная фильтровальная станция" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим решения Думы от 29.04.2009 N 89 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения для потребителей общества "Камская районная фильтровальная станция" (далее - решение Думы от 29.04.2009 N 89) в части 1-й группы потребителей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица: администрация Краснокамского городского поселения, общество с ограниченной ответственностью "Новогор-Прикамье".
Решением суда от 30.09.2009 (судьи Трапезникова Т.А., Дубов А.В., Торопицин СВ.) заявленные требования удовлетворены. Решение Думы от 29.04.2009 N 89 в части 1-й группы потребителей признано не соответствующим ст. 3, 7, 8, 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" и недействующим в части установления тарифа для 1-й группы потребителей.
В кассационной жалобе Дума просит указанный судебный акт отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неправильное применение судом положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609), Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, решение Думы от 29.04.2009 N 89 опубликовано в газете "Наш город - Краснокамск" от 01.05.2009 N 17.
Согласно названному решению Думы от 29.04.2009 N 89 для первой группы потребителей - организаций, осуществляющих эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для обеспечения потребителей питьевой водой - установлен тариф в размере 3,20 руб./куб.м (без НДС).
Считая решение Думы от 29.04.2009 N 89 в части 1-й группы потребителей незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, общество "Камская районная фильтровальная станция" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение Думы от 29.04.2009 N 89 недействующим в части установления тарифа для 1-й группы потребителей, суд исходил из несоответствия решения Думы от 29.04.2009 N 89 в названной части положениям ст. 3, 7, 8, 9 Закона об основах регулирования тарифов, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Из содержания п. 2 ст. 5 Закона об основах регулирования тарифов следует, что одним из полномочий органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок является установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.
В ст. 3 Закона об основах регулирования тарифов перечислены принципы регулирования тарифов и надбавок.
Из содержания п. 1-4 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации. В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в ч. 2 и 3 названной статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что производственная программа деятельности общества "Камская районная фильтровальная станция" по производству питьевой воды для города Краснокамска на 2009 г. согласована Главой Краснокамского городского поселения 29.04.2009.
Однако, Думой в расчет тарифа для 1-й группы потребителей указанная производственная программа не включена. Применен метод индексации. При этом тариф для 1-й группы потребителей повышен на 122%, для 2-й группы потребителей снижен на 150%.
При рассмотрении спора по существу судом принято во внимание, что из содержания ответа Региональной энергетической комиссии Пермского края от 22.09.2009 N СЭД-46-03-06-351 на запрос арбитражного суда следует, что при применении метода индексации базой (базисом) для расчета тарифа на новый период является средневзвешенный (экономически обоснованный) тариф.
При этом судом отмечено, что согласно расчету общества "Камская районная фильтровальная станция" средневзвешенный тариф на 2009 г. по сравнению со средневзвешенным тарифом 2008 г. понизился на 17,4%.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 предусмотрено, что с 01.01.2004 отменяется практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Из содержания оспариваемого решения Думы от 29.04.2009 N 89 следует, что для первой группы потребителей - организаций, осуществляющих эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для обеспечения потребителей питьевой водой - тариф установлен в размере 3,20 руб./куб.м (без НДС), для второй группы потребителей - прочих потребителей - тариф установлен в размере 8,25 руб./куб.м (без НДС).
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии решения Думы от 29.04.2009 N 89 в оспариваемой части положениям ст. 3, 7, 8, 9 Закона об основах регулирования тарифов и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609.
При этом судом отмечено, что доказательств, подтверждающих экономическую необоснованность производственной программы общества "Камская районная фильтровальная станция" и соблюдение предусмотренной п. 4 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов процедуры устранения несоответствий, Думой не представлено.
При этом решением Думы от 29.04.2009 N 89 в оспариваемой части нарушаются права и охраняемые законом интересы общества "Камская районная фильтровальная станция" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку каждый хозяйствующий субъект имеет право на осуществление своей предпринимательской деятельности в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого решения Думы от 29.04.2009 N 89 недействующим в части установления тарифа для 1-й группы потребителей являются законными и обоснованными.
Ссылка Думы, изложенная в кассационной жалобе, на то, что согласно требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый нормативный правовой акт должен быть либо полностью отменен либо признан действующим, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка Думы, изложенная в кассационной жалобе, на то, что исполнение обжалуемого судебного акта будет противоречить иному действующему нормативному правовому акту подлежит отклонению, как не основанная на требованиях действующего законодательства Российской Федерации.
Иные доводы Думы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.09.2009 по делу N А50-20008/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Думы Краснокамского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 декабря 2009 г. N Ф09-9715/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника