Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 ноября 2009 г. N Ф09-9309/09-С4
Дело N А50-9056/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2011 г. N Ф09-9309/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2011 г. N Ф09-9491/09-С4 по делу N А50-9074/2009
См. также Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 2280/10
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2009 г. N Ф09-8513/09-С2
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2009 г. N 17АП-5865/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Крюкова А.Н., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - управление казначейства) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2009 по делу N А50-9056/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных судом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация города Перми (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю, Минфину России, управлению казначейства о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 12 202 000 руб. убытков, причиненных бюджету муниципального образования "город Пермь" в связи с исполнением судебных актов о предоставлении жилья участковым уполномоченным милиции.
Решением суда от 27.07.2009 (судья Лысанова Л.И.) заявленные требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "город Пермь" в лице администрации взыскано 2 161 200 руб. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к другим ответчикам отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 (судьи Мещерякова Т.И., Ясикова Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В совместной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России и управление казначейства просят указанные судебные акты в части взыскания 2 161 200 руб. убытков отменить, в удовлетворении заявленных требований в данной части отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Как установлено судами и следует из материалов дела, решениями судов общей юрисдикции на администрацию возложена обязанность по предоставлению участковым уполномоченным милиции Грачеву А.Н., Аликину А.С., Фролову А.А., Елистратову Ю.А., Четверухину Э.А. жилых помещений по установленным нормам.
Во исполнение данных судебных решений администрация предоставила перечисленным лицам на условиях социального найма следующие жилые помещения, расположенные в доме N 17 по ул. Иньвенской в г. Перми: Грачеву А.Н. -двухкомнатную квартиру (N 6) общей площадью 60,4 кв.м, Аликину А.С. -трехкомнатную квартиру (N 37) общей площадью 81,5 кв.м, Фролову А.А. -двухкомнатную квартиру (N 38) общей площадью 60,9 кв.м, Елистратову Ю.А. -трехкомнатную квартиру (N 9) общей площадью 82 кв.м, Четверухину Э.А. -двухкомнатную квартиру (N 55) общей площадью 60,7 кв.м.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском на основании ст. 130,132,133 Конституции Российской Федерации, ст. 15, 1069,1071 Гражданского кодекса, администрация сослалась на то, что в результате исполнения судебных решений о предоставлении участковым уполномоченным милиции в соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" жилых помещений муниципальному образованию "город Пермь" причинены убытки в сумме 12 202 000 руб.
В подтверждение размера убытков администрацией представлены оценочные отчеты общества с ограниченной ответственностью "Пермпрофимущество" от 14.04.2009, согласно которым рыночная стоимость переданных жилых помещений составляет на дату проведения оценки 12 202 000 руб.
Взыскивая с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "город Пермь" в лице администрации 2 161 200 руб. убытков, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Однако указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.
Поскольку гарантия предоставления жилой площади сотрудникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование ее реализации должно осуществляться из федерального бюджета.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью по установленным законодательством нормам по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации предполагает, полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, суды обеих инстанций, руководствуясь ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса, пришли к обоснованному выводу о необходимости взыскания убытков, понесенных администрацией в результате исполнения судебных актов, обязывающих предоставить участковым уполномоченным милиции на основании ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции" жилые помещения по установленным нормам, с Минфина России за счет казны Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что только квартиры, предоставленные Аликину А.С. (N 37) и Фролову А.А. (N 38), в результате приватизации стали собственностью последних, тогда как другие квартиры из муниципальной собственности не выбыли.
Из материалов дела видно, что согласно договору о передаче имущества в муниципальную собственность от 01.03.2007 стоимость принятых администрацией квартир, переданных впоследствии Аликину А.С. (N 37) и Фролову А.А. (N 38), составляет 2 161 200 руб. и является окончательной.
При таких обстоятельствах суды, исследовав и оценив все представленные по делу документы, правомерно взыскали с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "город Пермь" в лице администрации 2 161 200 руб. убытков исходя из фактически понесенных истцом расходов на приобретение квартир по договору долевого участия в строительстве, предоставленных впоследствии участковым уполномоченным милиции и выбывшим из муниципальной собственности.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителей кассационной жалобы, направленные по существу на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А50-9056/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2009 г. N Ф09-9309/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника