Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 ноября 2009 г. N Ф09-8696/09-С2
Дело N А60-12544/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Беликова М.Б., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования в лице филиала N 15 (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2009 по делу N А60-12544/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, в том числе открытое акционерное общество "Завод теплотехнического оборудования" (далее - должник, страхователь), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее - судебный пристав-исполнитель) от 29.12.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, учреждением 22.12.2008 вынесено постановление N 41186 о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1297 руб. 89 коп. за счет имущества страхователя.
Учреждение предъявило к исполнению указанное постановление в Чкаловский районный отдел судебных приставов г. Екатеринбурга.
Судебный пристав-исполнитель постановлением от 29.12.2008 отказал учреждению в возбуждении исполнительного производства и возвратил постановление, отметив, что данное постановление не является исполнительным документом, так как к нему не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника.
Учреждение обжаловало постановление судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд.
Решением суда от 05.05.2009 (судья Филиппова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований учреждения отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Суды первой и апелляционной инстанций не нашли оснований для признания незаконным отказа судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства, исходя из того, что постановление учреждения не соответствует предъявляемым к исполнительному документу требованиям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ), отметив также, что учреждение не представило доказательств, свидетельствующих о невозможности запроса расчетных счетов страхователя, не доказав таким образом наличие оснований для обращения взыскания на имущество должника.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неверное толкование судами п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, а также на отсутствие в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее -Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) указаний на необходимость учреждению в случае отсутствия у него информации о счетах страхователя совершать действия по их установлению.
В представленном отзыве Управление федеральной службы судебных приставов по Свердловской области возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
В соответствии с п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя.
Взыскание пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании пеней в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, в силу закона обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания пеней должно производиться учреждением.
Обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для принятия постановления об обращении взыскания на имущество страхователя, подлежат доказыванию учреждением.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами обеих инстанций установлено, что учреждение не доказало наличие указанных обстоятельств, а именно в нарушение требований законодательства об исполнительном производстве при обращении с заявлением о возбуждении исполнительного производства не представило документы, свидетельствующие о проведении действий по обращению взыскания на денежные средства страхователя, не приложило инкассовые поручения, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета страхователя, о неисполнении требований учреждения в связи с отсутствием на счетах страхователя денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, а также не представило информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должника, на которые могло быть обращено взыскание.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 названного Закона.
Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
Таким образом, выводы судов обеих инстанций о несоответствии постановления учреждения требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ являются обоснованными.
Кроме того, податель жалобы в подтверждение незаконности постановления судебного пристава-исполнителя ссылается на то, что указал в принятом им постановлении на отсутствие информации о расчетных счетах страхователя.
Между тем данный довод не имеет юридического значения, поскольку он не подтвержден доказательствами, свидетельствующими о принятии учреждением мер по выяснению данной информации, и опровергнут судами.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2009 по делу N А60-12544/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования в лице филиала N 15 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2009 г. N Ф09-8696/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника