В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", на основании письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 29.09.2006 N 06-1479 "О методических рекомендациях", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава городского округа Верхняя Пышма, в целях совершенствования организации деятельности спортивных образовательных учреждений дополнительного образования детей городского округа Верхняя Пышма постановляю:
1. Утвердить Положение об организации деятельности спортивных образовательных учреждений дополнительного образования детей городского округа Верхняя Пышма (прилагается).
2. Управлению образования администрации городского округа Верхняя Пышма (Козиной Т.С.) в срок до 01.02.2010 организовать внесение изменений в уставы образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
3. Опубликовать Положение об организации деятельности спортивных образовательных учреждений дополнительного образования детей городского округа Верхняя Пышма в газете "Красное знамя".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Кропачева Н.М.
Глава администрации |
А.С. Милютин |
Положение
об организации деятельности спортивных образовательных учреждений дополнительного образования детей городского округа Верхняя Пышма
(утв. постановлением главы администрации городского округа Верхняя Пышма от 30 ноября 2009 г. N 1606)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (далее по тексту - Спортивная школа), расположенных на территории городского округа Верхняя Пышма.
2. Спортивные школы создаются в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.
3. Спортивные школы являются образовательными учреждениями дополнительного образования детей и в части организации образовательного процесса руководствуются законодательством в сфере образования.
4. Спортивные школы являются субъектами физкультурно-спортивного движения и в части организации физкультурно-спортивной деятельности руководствуются законодательством в сфере физической культуры и спорта.
5. Спортивные школы призваны:
1) вовлекать максимально возможное число детей в систематические занятия спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;
2) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
3) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
6. Количество учебных групп (секций) в спортивной школе, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и др.), привлекаемых спортивной школой для работы с воспитанниками (в том числе непосредственно в одной учебной группе), определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов.
2. Система многолетней спортивной подготовки
7. Спортивные школы организуют учебно-спортивный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
8. Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей N 1.
Таблица N 1
Этапы подготовки |
Основная задача этапа |
Период подготовки |
ДЮСШ |
СДЮСШОР |
Спортивно-оздоровительный |
Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности |
Весь период |
||
Начальной подготовки |
Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации |
до 3 лет |
||
Учебно-тренировочный |
Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта |
до 5 лет |
||
Спортивного совершенствования |
Совершенствование спортивного мастерства |
до 3 лет |
Условные обозначения:
"+" - основные этапы подготовки;
"-" - этап не реализуется
9. Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки Спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
1) тестирование детей;
2) сдачу контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;
3) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
10. Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности используются следующие критерии:
1) на спортивно-оздоровительном этапе:
- стабильное развитие общей физической подготовки воспитанников наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;
2) на этапе начальной подготовки:
- стабильность состава воспитанников; уровень потенциальных возможностей воспитанников в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности воспитанников;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;
3) на учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности воспитанников;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности воспитанников в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;
4) на этапе спортивного совершенствования:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма воспитанников;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление воспитанников Спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства.
3. Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения
11. Занятия в Спортивной школе проводятся по учебным программам, разрабатываемым и утверждаемым учреждением на основе примерных (типовых) программ по виду спорта, допущенных (утвержденных) Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта (далее - учебные программы).
Минимальный возраст зачисления детей в Спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) - СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27.
Максимальный возраст обучающихся - 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год), при условии, что воспитанник продолжает постоянно тренироваться в данном образовательном учреждении и выступать за данное образовательное учреждение.
12. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований Спортивная школа может осуществлять набор детей раннего возраста (4-6 лет). Условиями данного набора являются:
- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
- наличие учебной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
- сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном учебной программой;
- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации.
13. Порядок зачисления воспитанников в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяются непосредственно учреждением и оформляются приказом директора Спортивной школы.
14. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.
15. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов.
Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.
16. На учебно-тренировочный этап зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие этап начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных учебными программами.
17. На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, а по игровым видам спорта - не ниже первого юношеского разряда.
18. При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования списки обучающихся (спортсменов) согласовываются с Управлением образования администрации городского округа Верхняя Пышма и отделом по делам молодежи, физической культуре и спорту в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства.
19. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с учебной программой.
При отсутствии в утвержденной учебной программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки необходимо придерживаться параметров, приведенных в таблице N 2.
Таблица N 2
Этапы подготовки |
Период обучения (лет) |
Минимальная наполняемость групп (чел.) |
Максимальный количественный состав группы (чел.) |
Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.) |
Спортивно-оздоровительный |
весь период |
15 |
30 |
6 |
Начальной подготовки |
первый год |
15 |
30 |
6 |
второй год |
12 |
30 |
9 |
|
третий год |
12 |
30 |
9 |
|
Учебно-тренировочный |
первый год |
10 |
20 |
12 |
второй год |
10 |
20 |
14 |
|
третий год |
8 |
16 |
16 |
|
четвертый год |
8 |
16 |
18 |
|
пятый год |
8 |
16 |
20 |
|
Спортивного совершенствования |
до года |
7 |
14 |
24 |
свыше года |
6 |
12 |
28 |
Примечания:
1. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.
2. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы), начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.
20. При объединении в одну группу обучающихся, разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных разрядов.
21. Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения или на этап спортивной подготовки проводится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).
Воспитанникам, не выполнившим предъявляемые требования, необходимо предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.
4. Организация учебно-тренировочного процесса
22. Спортивная школа организует работу с воспитанниками в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с дневным пребыванием. Начало и окончание учебного года (календарный учебный график) зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально. Календарный учебный график согласуется с Управлением образования администрации городского округа Верхняя Пышма ежегодно в срок до 01 сентября.
23. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика воспитанников.
Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования.
24. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха воспитанников, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным учебным программам.
25. По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования, кроме основного тренера-преподавателя, при необходимости привлекаются дополнительно тренеры-преподаватели и другие специалисты в пределах количества часов учебной программы.
26. Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов; в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.
5. Штаты и финансирование
27. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса Спортивные школы могут иметь специализированный автотранспорт.
28. Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.
29. Количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с учебной программой специалистов определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов - путем деления суммарного процента на 100.
30. Дополнительные ставки при наличии в оперативном управлении спортивной школы спортивных сооружений вводятся на основе расчета потребности в штатных единицах.
31. Финансирование участия воспитанников спортивных школ в подготовке и выступлениях на официальных соревнованиях детских, юношеских, молодежных сборных команд городского округа, в том числе финансирование их подготовки и участия в официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях, осуществляется за счет средств местного бюджета по разделу "Спорт и физическая культура", других, не запрещенных законом источников.
Таблица N 3
Перечень
должностей Спортивной школы
Наименование должностей |
Примечание |
Директор |
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
|
Заместитель директора по административно-хозяйственной части |
|
Главный бухгалтер |
|
Старший тренер-преподаватель |
|
Тренер-преподаватель |
|
Спортсмен-инструктор |
|
Врач |
|
Документовед |
|
Бухгалтер |
|
Механик |
|
Инженер по охране труда |
|
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
1 ставка на 400 кв.м обслуживаемой площади |
Дежурный по режиму |
|
Уборщик служебных помещений |
1 ставка на 500 кв.м убираемой площади |
Сторож |
|
Дворник |
|
Водитель |
|
6. Основные должностные обязанности работников Спортивных школ
32. Заместитель директора Спортивной школы:
- организует учебно-тренировочную, воспитательную и методическую работу в Спортивной школе. Несет ответственность за организацию учебно-тренировочного процесса, комплектование школы, отбор и спортивную ориентацию воспитанников, повышение квалификации тренеров-преподавателей по спорту. Обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Принимает меры по совершенствованию методики обучения и тренировки спортсменов-учащихся;
- осуществляет контроль за содержанием учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, своевременным прохождением ими углубленного медицинского осмотра. Возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта, обобщению и внедрению передового опыта работы.
33. Старший тренер-преподаватель:
- руководит работой тренерско-преподавательского состава. Проводит семинары тренеров и инструкторов. Совместно с медслужбой осуществляет контроль за правильной организацией медицинского контроля за воспитанниками в группах. Осуществляет контроль за количественным и качественным составом учащихся;
- осуществляет набор в Спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков;
- обеспечивает повышение физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления воспитанников. Ведет учетную и отчетную документацию. Организует соблюдение тренерами техники безопасности пользования спортоборудованием и инвентарем.
34. Тренер-преподаватель:
- осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу;
- проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Обеспечивает повышение физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса;
- разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки учащихся и оздоровления населения.
35. Спортсмен-инструктор:
- выполняет индивидуальный план подготовки, тренировочные и соревновательные задания. Поддерживает высокий уровень общей физической и специальной подготовки, обеспечивающий достижение результатов международного класса. Ведет учет по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;
- совместно с тренерским составом принимает участие в планировании учебно-тренировочного процесса. Соблюдает нормы, обеспечивающие безопасность учебно-тренировочных занятий, правила спортивных соревнований. Осуществляет пропаганду физической культуры и спорта;
- передает в ходе учебно-тренировочного процесса опыт спортивных достижений и оказывает практическую помощь молодым спортсменам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение устанавливает порядок организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, расположенных на территории городского округа Верхняя Пышма. Спортивные школы создаются в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Спортивные школы призваны вовлекать максимально возможное число детей в систематические занятия спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним; формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся; обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
Постановление главы администрации городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 30 ноября 2009 г. N 1606 "Об утверждении Положения об организации деятельности спортивных образовательных учреждений дополнительного образования детей городского округа Верхняя Пышма"
Текст постановления опубликован в газете "Красное знамя" от 8 декабря 2009 г. N 138 стр. 10