Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 декабря 2009 г. N Ф09-9893/09-С1
Дело N А76-10377/2009-51-200
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Василенко С.Н., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Челябинска (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2009 по делу N А76-10377/2009-51-200.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Лукьянова М.П. (доверенность от 16.03.2009 N 05-396);
прокурора Челябинской области (далее - прокурор) - Протасова М.М. (служебное удостоверение ТО N 085450 выдано от 01.06.2009).
Представители Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет, тарифный орган), участвующего в деле, в судебное заседание не явились.
Администрация обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим п. 41 приложения N 1 к постановлению комитета от 24.04.2009 N 12/2 "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на 2 кв. 2009 г." (далее - постановление N 12/2).
К участию в деле допущено третье лицо - прокурор.
Решением суда от 17.09.2009 (судьи Забутырина Л.В., Михайлова Е.А., Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение (толкование) норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что оспариваемый пункт постановления N 12/2 не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (постановлению комитета от 12.10.2007 N 24/1 "О типовом порядке определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади помещения по муниципальным образованиям Челябинской области"). В силу указанного нормативного акта в случае не поступления предложения по стоимости одного кв.м от органа местного самоуправления (администрация в настоящих отношениях), стоимость одного кв.м. должна быть оставлена тарифным органом на прежнем уровне. При этом как полагает администрация, расчет средней рыночной цены одного кв.м общей площади жилого помещения на II квартал 2009 г. для муниципального образования "Челябинский городской округ" в размере 28550 руб., утвержденный п. 41 приложения N 1 постановления N 12/2 произведен тарифным органом по несуществующим данным. Кроме того, указанный пункт постановления N 12/2 нарушает права и законные интересы организаций-застройщиков в сфере предпринимательской деятельности.
В представленном в Федеральный арбитражный суд Уральского округа отзыве прокурор Челябинской области, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу администрации - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что комитетом в соответствии с Положением о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (с изменениями от 22.12.2006 N 391; далее - Положение) и протоколом заседания Правления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 22.01.2009 N 1 издано постановление от 22.01.2009 N 1/1, которым была утверждена средняя рыночная стоимость одного кв.м общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на I квартал 2009 г. согласно приложению N 1.
Пунктом 41 Приложения N 1 к указанному постановлению установлено, что средняя рыночная стоимость одного кв.м общей площади жилого помещения по муниципальному образованию "Челябинский городской округ" на I кв. 2009 года составила 36100 руб.
Тарифный орган на основании Положения и протокола заседания Правления комитета от 24.04.2009 N 12, издал постановление N 12/2, утвердив среднюю рыночную стоимость одного кв.м общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на II квартал 2009 г. согласно приложению N 1. Данное постановление опубликовано в Информационном бюллетене комитета от 24.04.2009 N 1.
Средняя рыночная стоимость одного кв.м общей площади жилого помещения по муниципальному образованию "Челябинский городской округ" на II квартал 2009 г. составила 28550 руб. (п. 41 приложения N 1 к постановлению N 12/2).
Полагая, что указанный пункт постановление N 12/2 не соответствует положениям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы, администрация обратилась в суд с заявлением о признании недействующим данного нормативного правового акта в части.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что указанный нормативный правовой акт в обжалуемой части издан уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов администрации.
Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан, а также организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений; установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава Челябинской области (Закон Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО, зарегистрировано в Главном управлении Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 05.06.2006 N RU74000200600133) систему органов государственной власти области составляют, в том числе высший исполнительный орган области - Правительство Челябинской области; иные органы исполнительной власти области.
Губернатор области в соответствии с подп. 13 ст. 50 Устава области определяет структуру органов исполнительной власти области; утверждает положения об органах исполнительной власти области, устанавливает их штатную численность в пределах утвержденных расходов в областном бюджете. Аналогичные положения закреплены также в постановлении Губернатора Челябинской области от 17.06.2004 N 266 "Об органах исполнительной власти Челябинской области".
Постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477 утверждено Положение.
В соответствии с п. 1 Положения комитет является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, а также уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Тарифный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Челябинской области, а также Положением (п. 2 Положения).
Пунктом 6 Положения закреплены основные задачи комитета, в том числе: государственное регулирование на территории Челябинской области цен (тарифов) в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением; защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов (цен) на продукцию (услуги) организаций Челябинской области; установление экономически обоснованных цен (тарифов) на регулируемые виды продукции, товаров, услуг на территории Челябинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области; контроль за соблюдением порядка ценообразования и действующего законодательства по ценообразованию и применению регулируемых цен (тарифов) на территории Челябинской области.
В соответствии с возложенными на него задачами тарифный орган осуществляет, в том числе, следующие функции: утверждает среднюю рыночную стоимость строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения по каждому городскому округу и муниципальному району Челябинской области (п. 7 Положения).
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что комитет для осуществления возложенных на него функций имеет право: запрашивать в пределах своих полномочий у органа исполнительной власти Челябинской области, органа местного самоуправления и организаций материалы по вопросам регулирования цен (тарифов) и контроля их применения.
В соответствии с п. 16 Положения для определения основных направлений деятельности комитета и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, образуется Правление комитета (далее именуется - Правление).
Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции комитета, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления. При этом решение Правления оформляется в виде постановления.
Постановления публикуются в Информационном бюллетене комитета или (и) в официальных средствах массовой информации.
В связи с изложенным, вывод суда о том, что оспариваемое постановление издано комитетом в пределах его полномочий, является обоснованным.
Кроме того, в п. 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исследовав оспариваемое в части постановление N 12/2, суд верно указал, что данное постановление обладает признаками нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего субъекта Российской Федерации - Челябинской области.
Постановлением от 12.10.2007 N 24/1 комитетом одобрен Типовой порядок определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области (приложению N 1 к данному постановлению; далее - Типовой порядок), и рекомендовано Главам муниципальных образований Челябинской области при определении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию руководствоваться положениями Типового порядка.
Порядок разработан на основании и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 250 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности"; постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 22.12.2005 N 1994 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2006-2010 годы"; постановления Губернатора Челябинской области от 15.08.2006 N 233 "О порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детям, находящимся под опекой (попечительством), и внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 31.10.2005 N 407" и постановления Правительства Челябинской области от 09.04.2007 N 80-п "Об утверждении Положения о предоставлении государственным гражданским служащим Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилой площади".
На момент издания оспариваемого в части постановления N 12/2 Типовой порядком было предусмотрено следующее.
Типовой порядок предназначен для введения единого механизма определения органами исполнительной власти муниципальных образований средней рыночной стоимости одного кв.м общей площади жилого помещения, используемой при расчете размера субсидий за счет средств бюджета разных уровней, выделяемых на строительство (приобретение) жилых помещений категориям граждан, имеющим на это право в соответствии с действующим законодательством.
Методика включает в себя два этапа:
На первом этапе производится сбор и обработка отчетной информации об уровне цен на рынке жилья в разрезе муниципальных образований по данным: территориального органа федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (Челябинскстата); управления федеральной регистрационной службы по Челябинской области; риэлтерских организаций; муниципальных образований Челябинской области при обосновании расчетами и подтверждающими документами; печатных изданий, в которых размещаются сведения о ценах на рынке жилья по объектам, выставленным на продажу; специализированных организаций, осуществляющих мониторинг цен на недвижимость.
На втором этапе определяется размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на основании собранной информации по каждому муниципальному образованию области по формуле.
При этом, рекомендации по определению показателей, входящих в расчетную формулу, даны следующие.
Средняя стоимость показателей формулы может быть определена по данным: Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области; муниципальных образований при обосновании расчетами и подтверждающими документами; риэлтерских организаций; печатных изданий. В случае получения по данным показателям данных из различных источников информации по каждому из них определяется среднеарифметическое значение.
Периодичность пересмотра и утверждения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям устанавливается нормативно-правовыми актами Челябинской области (п. 1 раздела III Типового порядка).
Предложения по средней рыночной стоимости одного кв.м общей площади жилого помещения по форме согласно приложению N 1, подписанные Главой муниципального образования, предоставляются в комитет органами исполнительной власти муниципальных образований Челябинской области за 40 дней до начала периода, на который определяется стоимость. К предложению в обязательном порядке прилагаются обосновывающие документы (справки и расчеты), подтверждающие заявленную стоимость (п. 1 раздела IV Типового порядка).
В случае не поступления в указанные сроки предложений по стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, она остается без изменения (п. 2 раздела IV Типового порядка).
Проанализировав вышеизложенные нормы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, Типовой порядок не является документом, обязательным для применения, носит лишь рекомендательный характер, следовательно, по мнению суда, не обладает большей юридической силой по отношению к оспариваемому заявителем акту, и последний не может ему не соответствовать.
Исследовав и оценив, в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы письменные доказательства и доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Предложение, подписанное Главой муниципального образования "Челябинский городской округ", было представлено Комитету с нарушением сроков установленных Типовым порядком.
Вместе с тем, суд верно указал на то, что предложения по средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, подписанные Главой муниципального образования, не являются единственным источником получения необходимой информации для установления средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Указанная информация может быть взята и из иных источников, а оставить без изменения стоимость одного кв.м общей площади жилого помещения в случае не поступления в комитет в установленные сроки предложений, подписанных Главой муниципального образования, является лишь правом Комитета, а не обязанностью.
Методика расчета стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на федеральном уровне не установлена, доказательств обратного суду не представлено.
При этом, комитет представил документы, послужившие основанием для расчета стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
Данные документы в совокупности, как верно отметил суд, подтверждают обоснованность произведенного комитетом расчета стоимости одного кв.м общей площади жилого помещения.
Кроме того, судом также правильно указано, что на момент принятия решения по настоящему делу, постановление комитета от 12.10.2007 N 24/1 изложено в новой редакции (постановление комитета от 30.06.2009 N 19/8), в которой не предусмотрено оставления без изменения стоимости одного кв.м общей площади жилого помещения в случае не поступления предложений в установленные сроки.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, следовательно, указанный акт не может нарушать прав и законных интересов заявителя, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого в части акта недействующим, в связи с чем в правомерно отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по существу являлись предметом исследования суда и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2009 по делу N А76-10377/2009-51-200 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2009 г. N Ф09-9893/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника