Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 декабря 2009 г. N Ф09-9603/09-С2
Дело N А07-5707/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Беликова М.Б., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан (далее -инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу N А07-5707/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие индивидуальный предприниматель Тутаев Николай Александрович (далее - предприниматель, налогоплательщик).
Представители инспекции в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 21.01.2009 N 51-а о доначислении к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2007 г., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2007 г., единого социального налога (далее - ЕСН) за 2007 г., соответствующих пеней и применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) - за неуплату указанных налогов в бюджет.
Поводом к принятию оспариваемого решения инспекции послужили результаты выездной налоговой проверки, в ходе которой было установлено, что в рассматриваемом периоде предпринимателем получен доход, от продажи принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества (магазин, складское помещение), сумма которого не учтена для целей исчисления ЕСН, НДС, а при исчислении НДФЛ отнесена к имущественному налоговому вычету по п. 1 ст. 220 Кодекса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 03.03.2009 N 156/16 решение инспекции от 21.01.2009 N 51-а оставлено без изменения.
Решением суда от 11.06.2009 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано. Суд пришел к выводу о том, что доход, полученный налогоплательщиком от продажи нежилых помещений, связан с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно, подлежит включению в налоговую базу по НДС, ЕСН и не может быть учтен в качестве имущественного налогового вычета по НДФЛ.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 (судьи Иванова Н.А., Малышев М.Б., Чередникова М.В.) решение суда первой инстанции отменено. Оспариваемое решение налогового органа от 21.01.2009 N 51-а признано недействительным. Суд пришел к выводу о том, что продажа нежилых помещений сопряжена с отчуждением принадлежащего предпринимателю на праве собственности недвижимого имущества и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь, на то, что доход, полученный от реализации нежилых помещений, является доходом от предпринимательской деятельности, поскольку указанные помещения не могут быть использованы для проживания и приобретены для осуществления розничной торговли и складского хранения, то есть для использования при осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Статьей 236 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения ЕСН для индивидуальных предпринимателей, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В силу п. 3 ст. 237 Кодекса налоговая база по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
По смыслу закона обязанность по уплате НДС и ЕСН возникает у индивидуальных предпринимателей непосредственно при осуществлении ими операций, образующих предпринимательскую деятельность.
Поскольку определение предпринимательской деятельности в Кодексе отсутствует, в силу ст. 11 Кодекса, следует обратиться к Гражданскому кодексу Российской Федерации, в ст. 2 которого под таковой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, в том числе от пользования имуществом, продажи товаров лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, предпринимательская деятельность характеризуется наличием совокупности определенных признаков, среди которых особое значение имеет признак систематичности ее осуществления.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом апелляционной инстанции на основании договора купли-продажи от 04.04.2007 предприниматель продал обществу с ограниченной ответственностью "Центр "Забота" встроенное нежилое помещение общей площадью 85,4 кв.м, расположенное в здании (магазин) на первом этаже по адресу: Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Южная, 1 "А" по цене 670 000 руб. Согласно договору купли-продажи от 24.05.2007 продал Акулову В.В. и Слободчикову Г.М. нежилое строение -складское одноэтажное помещение, общей площадью 130,60 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Южная, 1 "А" по цене 200 000 руб.
Поскольку операции по продаже недвижимого имущества не являются видом деятельности предпринимателя, носили разовый характер, посредством их предприниматель распорядился личным имуществом, реализовав правомочия собственника - физического лица, суд апелляционной инстанции обоснованно признал данную операцию не связанной с предпринимательской деятельностью.
То обстоятельство, что помещение использовалось для организации розничной торговли и складского хранения, правового значения в данном случае не имеет, поскольку оно не подтверждает осуществление реализации недвижимости в рамках предпринимательской деятельности налогоплательщика.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии объекта налогообложения НДС и ЕСН и права на применение при исчислении НДФЛ имущественного вычета, предусмотренного п. 1 ст. 220 Кодекса, по спорным сделкам купли-продажи является обоснованным.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку указанных выводов, основания для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу N А07-5707/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
По мнению налогового органа, в налоговую базу по НДС предпринимателя включается доход от реализации магазина и складского помещения, поскольку указанные помещения не могут быть использованы для проживания и приобретены для осуществления розничной торговли и складского хранения, то есть для использования при осуществлении предпринимательской деятельности.
По мнению суда, в данном случае продажа нежилых помещений сопряжена с отчуждением принадлежащего предпринимателю на праве собственности недвижимого имущества и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности, поэтому доход от реализации помещений не включается в налоговую базу по НДС.
Суд установил, что предприниматель продал ООО встроенное нежилое помещение, расположенное в здании на первом этаже (магазин), а также продал физическим лицам нежилое строение (складское одноэтажное помещение).
Поскольку операции по продаже недвижимого имущества не являются видом деятельности предпринимателя, носили разовый характер, посредством их предприниматель распорядился личным имуществом, реализовав правомочия собственника - физического лица, суд признал данную операцию не связанной с предпринимательской деятельностью.
То обстоятельство, что помещение использовалось для организации розничной торговли и складского хранения, правового значения в данном случае не имеет, поскольку оно не подтверждает осуществление реализации недвижимости в рамках предпринимательской деятельности предпринимателя.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2009 г. N Ф09-9603/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника