Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 декабря 2009 г. N Ф09-9620/09-С2
Дело N А60-23945/2009-С8
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Татариновой И.А., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2009 по делу N А60-23945/2009-С8 Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по тому же делу по заявлению муниципального унитарного предприятия "Талицкая коммунальная компания" (далее - предприятие, налогоплательщик, заявитель) о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители :
налогового органа - Остапенко Р.В. (доверенность от 15.07.2009), Бородулина Л.В. (доверенность от 11.01.2009);
налогоплательщика - Белова П.А. (доверенность от 11.01.2009), Ващенко А.В. (доверенность от 11.01.2009).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 08.04.2009 N 18 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым заявителю отказано в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) в сумме 7 776 113 руб., уменьшен налог, исчисленный в завышенных размерах -223 672 руб., предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 646 122 руб. и пени в размере 1 849 546 руб.
Основанием для принятия решения явились результаты повторной выездной проверки, проведенной инспекцией по представленным налогоплательщиком уточненным налоговым декларациям за 3, 4 кв. 2006 г., и 1-4 кв. 2007 г.
В акте проверки от 27.02.2009 N 6 и оспариваемом решении налоговым органом сделан вывод о неправомерном применении предприятием налоговых вычетов, относящихся к деятельности по приобретению и реализации коммунальных услуг по регулируемым ценам.
Вывод Инспекции мотивирован тем, что заявитель не является производителем коммунальных услуг, у него отсутствуют собственные денежные средства, следовательно, у него не возникает объекта налогообложения по НДС в отношении стоимости указанных услуг. Кроме того, деятельность налогоплательщика основана на агентском договоре от 04.05.2006 N 1, заключенном с администрацией Талицкого городского округа, на управление муниципальным жилищным фондом, в связи с этим у налогоплательщика имеется только обязанность по исчислению налога с суммы агентского вознаграждения и право на предъявление к вычету суммы налога в рамках осуществления агентских правоотношений.
Предприятие, оспаривая решение инспекции, настаивает на наличии у него права на применение налоговых вычетов по НДС с произведенных им расходов по уплате налога поставщикам энергоресурсов, указывает на участие этих сумм в налогообложении оборотов по реализации коммунальных услуг населению. При этом, отрицает реальную деятельность по агентскому договору и не признает правомерным применение инспекцией расчетного метода при доначислении сумм налога к уплате по указанному договору.
Решением арбитражного суда от 29.07.2009 (судья Г.Г. Лихачева) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 01.10.2009 (судьи Богданова Р.А., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды сделали выводы о том, что предприятие вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные ресурсоснабжающим организациям.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые по делу судебные акты отменить, отказать заявителю в удовлетворении требований. Оспаривая судебные акты, инспекция указывает на законность принятого ею решения и обоснованность выводов о несоблюдении налогового законодательства налогоплательщиком.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов являются правильными и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения НДС. Из анализа указанной правовой нормы следует, что жилищно-коммунальные услуги являются объектом обложения НДС.
На основании п. 1, 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1-3 п. 1 ст. 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Судами верно отмечено, что законодательство о налогах и сборах не содержит ограничения права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, в случае оплаты коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативно-правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами с учетом требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что фактически приобретенные у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги обоснованно учитывались налогоплательщиком на соответствующих счетах бухгалтерского учета, НДС исчислялся к уплате в бюджет, поскольку в силу Устава, утвержденного распоряжением главы Талицкого городского округа от 01.03.2006 N 183, предприятие осуществляет управление муниципальным жилищным фондом по поручению собственников жилищного фонда, заключает договоры на предоставление коммунальных услуг с предприятиями -поставщиками коммунальных услуг.
Таким образом, выводы судов о том, что предприятие вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные ресурсоснабжающим организациям за предоставленные коммунальные ресурсы, соответствуют положениям ст. 146, 171 Кодекса и материалам настоящего дела.
Ссылка инспекции на факт заключения агентского договора обоснованно, в соответствии с требованиями, определенными ч. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принята судами во внимание, поскольку установлено, что несогласованность сторонами условия по агентскому вознаграждению и фактическая невыплата агентского вознаграждения заявителю свидетельствуют об отсутствии между сторонами правоотношений по договору агентирования (ст. 1005, 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответственно, верно признан судами неправомерным и расчет инспекцией недоимки по налогу.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2009 по делу N А60-23945/2009-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
По мнению налогового органа, предприятие, которое не является производителем коммунальных услуг, не вправе применить налоговые вычеты, относящиеся к деятельности по приобретению и реализации коммунальных услуг по регулируемым ценам.
По мнению суда, позиция налогового органа не основана на нормах налогового законодательства.
В силу п. 1 ст. 146 НК РФ жилищно-коммунальные услуги являются объектом обложения НДС.
Суд указал, что законодательство о налогах и сборах не содержит ограничения права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, в случае оплаты коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения.
Суд счел, что фактически приобретенные у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги обоснованно учитывались налогоплательщиком на соответствующих счетах бухгалтерского учета, НДС исчислялся к уплате в бюджет, поскольку в силу Устава, утвержденного распоряжением главы муниципального образования, налогоплательщик осуществляет управление муниципальным жилищным фондом по поручению собственников жилищного фонда, заключает договоры на предоставление коммунальных услуг с предприятиями - поставщиками коммунальных услуг.
В силу изложенного суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик правомерно предъявил к вычету НДС, уплаченный ресурсоснабжающим организациям за предоставленные коммунальные ресурсы.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2009 г. N Ф09-9620/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника