Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 декабря 2009 г. N А60-50931/2009-С8
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел дело N А60-50931/2009-С8 по заявлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Межрегиональный отдел (МТУ Ростехнадзора по УФО)
к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Доценко Н.Л., представитель по доверенности от 30.06.2009 г., Филиппова Е.В., представитель по доверенности от 21.10.2009 г., Кошуба С.Н., представитель по доверенности от 16.11.2009 г.
от заинтересованного лица: Шурыгина И.Р., представитель по доверенности от 31.12.2008 г., Ткачук Е.Ю. по доверенности от 16.11.2009 г., Панов А.А., представитель по доверенности от 16.11.2009 г., Родионова К.М., представитель по доверенности от 16.11.2009 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Стороны заявили ходатайства о приобщении к делу дополнительных документов. Ходатайства удовлетворены.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо свои возражения изложило в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Государственным инспектором Уральского управления Ростехнадзора на основании приказа руководителя Уральского управления Роспотребнадзора за N 422 от 30.09.2009 г., проведена проверка соблюдения требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности ЕМУП "Спецавтобаза".
По результатам проверки составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица от 23 октября 2009 года.
Как следует из указанных документов в ходе проверки административным органом установлено, что ЕМУП "Спецавтобаза" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, а именно, нарушены правила (требования) безопасного обращения с отходами IV класса опасности (которые указаны в протоколе об административном правонарушении), которые носят длящийся характер.
По мнению проверяющих, результата производственного экологического контроля 2008-2009 гг., проводимого ЕМУП "Спецавтобаза", а также контрольные замеры, проводимые в период проверки (протокол от 19.10.2009 г.) показывают, что оказывается негативное воздействие на окружающую среду (подземные воды и почву) в сравнении с фоновыми показателями.
На основании установленных обстоятельств административным органом сделан вывод о нарушении предприятием требований, предусмотренных пунктами 4в, 4г Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 г. N 524, ст. 11, 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 39,67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1.1, 1.3, 1.7, 1.12, 1.15, 1.21, 1.23, 1.25, 1.26, 2.10, таблица п. 3.1 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых отходов" (утв. Минстроем Российской Федерации от 02.11.1996), что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно "Положению о лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 (ред. от 15.06.2009) лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности является в том числе:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I-IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 486)
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к указанной части статьи 14.1 Кодекса понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий отнесены:
а) допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
б) транспортировка опасных отходов без оформленного в установленном порядке паспорта опасных отходов;
в) отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
г) нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.
В соответствии с ст.ст. 11, 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" обязывают юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, осуществлять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (ст.ст. 39, 67).
Как следует из материалов дела деятельность ЕМУП "Спецавтобаза" по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется на основании лицензии N ОТ-54-058(66) на вид деятельности "Деятельность по обращению с опасными отходами" сроком действия до 11.02.2010 г.
Лицензируемая деятельность осуществляется предприятием в том числе на полигоне ТБО "Северный", который эксплуатируется с 1967 года.
В ходе проверки Управлением установлено, что у предприятия отсутствует проект строительства и эксплуатации полигона ТБО "Северный", а также отсутствует гидрологическое заключение на полигон.
Возражая в этой части против выводов проверяющих, заинтересованное лицо указывает на то, что в период проверки представителями заявителя гидрогеологическое заключение запрошено не было, а соответственно, его отсутствие не может быть расценено как правонарушение.
Между тем, ООО "Инженерные изыскания", имеющим Федеральную лицензию Д 1818018 N ГС-1-77-01-28-0-6659139083-028895-1 от 18.12.2006 г., выполнены инженерно-геологические и геодезические работы, которые являются частью проекта реконструкции полигона ТБО "Северный".
Согласно п. 3.4. данного проекта гидрогеологические условия района - установившийся уровень подземных вод на период изысканий отмечен на глубине 3,0-5,2 м от поверхности земли. Согласно п. 1.3 инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов "по гидрогеологическим условиям лучшими являются участки с глинами или тяжелыми суглинками и грунтовыми водами, расположенными на глубине не менее 2 м.
Данный довод заинтересованного лица судом принят, поскольку, действительно, из материалов проверки не следует, что такие документы у предприятия запрашивались для исследования проверяющим, что свидетельствует о том, что такой вывод является предположительным.
Согласно протоколу к нарушениям требований по эксплуатации полигонов ТБО административным органом отнесено отсутствие на территории полигона изоляции размещаемых (захораниваемых) отходов инертными материалами, что создает максимальную опасность данной территории, а также зафиксировано, что полигон ТБО не обеспечен необходимой техникой для осуществления лицензируемой деятельности: на полигоне отсутствуют катки-уплотнители, что приводит к недостаточному уплотнению слоев ТБО на полигонах и возможности дополнительного образования биогаза в пустотах между слоями отходов, к раздуванию легкой фракции ТБО за пределы полигонов.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что на полигоне ТБО "Северный" имеется достаточное количество бульдозеров, которыми и производится уплотнение складированных отходов.
Согласно п. п. 2.4-2.6 выше упомянутой инструкции уплотнение складируемых слоев ТБО производится тяжелыми бульдозерами.
П. 2.8 инструкции предусматривает, что промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. В зимний период в качестве изолирующего материала разрешается использовать строительные отходы, отходы производства (отходы извести, мела, соды, гипса, графита и т.д.).
Представитель заинтересованного лица пояснил, в качестве инертного материала на полигоне используется грунт и иные инертные отходы, уплотнение слоев ТБО производится бульдозерами, что допускается инструкцией. При этом наличие исключительно катков-уплотнителей инструкция не предусматривает в качестве обязательного условия эксплуатации полигонов ТБО.
Суд принимает данные доводы заинтересованного лица как обоснованные, и полагает, что в этой части нарушений предприятием не допущено.
Проверкой также установлено, что на территории полигона отсутствуют: межкартовые дороги, запас инертного материала, необходимый для создания изоляционного слоя и ликвидации очагов возгорания. Отсутствует ограждение из металлической сетки по периметру полигона, что приводит к беспрепятственному проникновению посторонних лиц, собак, а также выносу мусора с полигона. Отсутствует передвижное ограждение, препятствующее уносу мусора ветром во время разгрузки. Отсутствует водоотводная канава вокруг полигона, то есть не обеспечен перехват дождевых паводковых вод по границе полигона ТБО. Отсутствует обваловочный вал, необходимый для исключения выхода поверхностных и фильтрационных вод с территории полигона. Сбор фильтра на полигоне ТБО "Северный" не осуществляется, что приводит к проникновению фильтрата в подземные и поверхностные воды.
Согласно п. п. 1.23, 1.25, 1.26 инструкции: на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками;
по периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум;
водоотводные канавы рассчитываются на отвод стока с участков, расположенных выше полигона. Расчетный расход ливневых и паводковых вод и параметры водоотводных канав определяются по "Справочнику проектировщика промышленных и гражданских зданий и сооружений транспорта".
П. 2.10 инструкции предусматривается установка переносных сетчатых ограждений как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов. При этом регулярно, не реже одного раза в смену, щиты очищаются от частиц отходов. Размеры участка, защищаемого переносным сетчатым ограждением, должны обеспечивать возможность выполнения работ без перестановки щитов в течение не менее недели.
Отсутствие на полигоне упомянутых объектов и сооружений зафиксировано как актом проверки, так и протоколом об административном правонарушении.
Документального подтверждения соблюдения требований инструкции в указанной части заинтересованным лицом не представлено.
Инструкцией также предусмотрено (п. 1.28) , что картовое складирование предполагает устройство временной дороги к группе карт. Параметры временных дорог принимаются в соответствии со СНиП 2.05.07-85,табл.25.
Материалами для устройства улучшенного покрытия временных дорог служат: железобетонные плиты, некондиционные строительные изделия, отходы строительства, щебень и другие инертные материалы.
Протоколом зафиксировано отсутствие на полигоне межкартовых дорог, при этом в протоколе отсутствует описание организации работ по складированию, схема разгрузки машин и складирования отходов на рабочих картах и т.д.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что временные дороги на полигоне имеются и именно по ним передвигаются машины для выгрузки отходов и иная техника. Иного административным органом не доказано.
В части наличия у общества обязанности по устройству обваловочного вала, административным органом в протоколе не указана ссылка на нормативный документ, которым такая обязанность установлена, исходя из этого нарушения заинтересованным лицом лицензионных требований в этой части нельзя признать установленным.
Протоколом об административном правонарушении также зафиксировано, что обществом производственный экологический контроль за состоянием окружающей среды в 2008 г. на полигоне ТБО "Северный" не проводился по следующим показателям: метан; хлорбензол. Согласно проекту мониторинга контроль поверхностных и подземных вод осуществлялся ежеквартально, по факту мониторинг подземных и поверхностных вод проводился 1 раз в 2008 г. и 1 раз - в 2009 г.; в 2008-2009 гг. не выполнялось измерение внешних углов откосов полигона - данный показатель характеризует заполнение (переполнение) полигона.
Заявителем представлена копия проекта экологического мониторинга состояния природной среды полигона твердых бытовых отходов "Северный", разработанного предприятием и согласованного с Управлением Ростехнадзора. Согласно таблицы 6.2 Мониторинга контроль по метану, хлорбензолу должен проводиться 1 раз в 2 года. Контроль по иным показателям осуществляется посезонно и 1 раз в год.
Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства нарушения, установленные административным органом, указываются место, время и событие правонарушения.
Однако в протоколе отсутствуют ссылки на нормативные документы либо ненормативные акты, обязывающие предприятия производить контроль именно по этим показателям, периодичность этого контроля и иные обстоятельства, свидетельствующие о наличии нарушений в этой части.
Исходя из изложенного, суд полагает, что факт нарушения в данной части заявителем не доказан.
Из заявления и протокола следует, что Управлением изложенные обстоятельства квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как грубое нарушение лицензионных условий.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что в данном случае к квалифицирующим признакам отнесено причинение существенного вреда окружающей среды. По мнению заявителя такой вывод следует из сравнения показателей загрязнения скважины N 1 С и N 1 с фоновым показателем.
В протоколе содержатся данные по кратности превышения показателей по тем или иным веществам, однако в протоколе отсутствуют ссылки на документы, которыми зафиксированы показатели, результаты анализов по указанным веществам по каждой из скважин, кем, когда и при каких обстоятельствах отбирались пробы и производились лабораторные исследования.
В протоколе отсутствует информация о том, каким образом проявляется негативное воздействие на окружающую среду, как такое влияние установлено и по каким признакам. При отсутствии такой информации нельзя признать, что административным органом установлено наличие квалифицирующих признаков.
С учетом изложенного, суд полагает, что событие административного правонарушения в виде осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией доказан заявителем только в части.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина общества выражается в том, что у него имелась возможность соблюдения требования п. п. 1.23, 1.25, 1.26, 2.10 упомянутой Инструкции, однако им не были предприняты все возможные меры.
Поскольку факт нарушения лицензионных требований в части не соблюдения правил безопасного обращения с отходами имеет место, административным органом установлена вина, суд полагает, что имеются основания для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза (местонахождение620086, г. Екатеринбург, ул. Посадская, 3, ИНН 6608003655, ОГРН 1026602351049) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 30000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Расчетный счет N 40101810500000010010 БИК 046577001
ГРКЦ ГУ банка России по Свердловской области г. Екатеринбург
Получатель: УФК по Свердловской области (Уральское управление Ростехнадзора)
ИНН 6671290250 КПП 667101001 ОКАТО 65401000000 КБК 49811690040040000140.
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 1 декабря 2009 г. N А60-50931/2009-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника