Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 декабря 2009 г. N А60-43739/2009-С2
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, арбитражных заседателей, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-43739/2009-С2 по иску Товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21-23"
к Муниципальному образованию город Екатеринбург в лице Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга, Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области
третьи лица: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9"
о взыскании 508577 руб. 57 коп. (с учетом увеличения)
при участии в судебном заседании:
от истца: Гаврилова Т.А. председатель правления, Гаврилов О.А. представитель по доверенности от 11.01.2009 г.
от ответчиков: от Министерства финансов Свердловской области Рат М.С. представитель по доверенности N 13-04 от 31.11.2008 г.; от МО город Екатеринбург в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга Морозова Т.Н. представитель по доверенности N 19-04-16 от 15.01.2009 г.
от третьих лиц: от ОАО "РЖД" Русакова Н.Н. представитель по доверенности N 60/09-4ю от 16.10.2007 г., от ОАО "ТГК-9" Ивочкина Е.В. представитель по доверенности N 296 от 02.06.2009 г., от РЭК Свердловской области Соболев А.Л. представитель по доверенности N 02-18/94 от 19.01.2009 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21-23" обратилось в суд с иском к Муниципальному образованию город Екатеринбург в лице Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга, Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области о взыскании солидарно 284975 руб. 80 коп. убытков в виде разницы в цене на энергоресурсы, поставленные ресурсоснабжающими организациями, и стоимостью коммунальных услуг, оказанных истцом населению жилых домов, находящихся в управлении истца, в 2006 году.
Ответчик, МО город Екатеринбург в лице Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга, в судебное заседание представил отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что ссылка истца на ст. 157 ЖК РФ нельзя принять во внимание, т.к. согласно данной норме, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в РФ" органы исполнительной власти субъекта РФ регулируют тарифы на тепловую и электрическую энергию.
Плата граждан за коммунальные услуги рассчитывается из объема потребленных услуг и тарифа поставщика энергоресурса. Ограничение размера оплаты гражданам за коммунальные услуги, на которое ссылается истец, установлено Федеральным законом (ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты РФ"). Пунктом 2.2. ст. 6 указанного закона установлено, что основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. п. 55 ч. 2 ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов. Таким образом, ответчик полагает, что установление ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги не является полномочием органов местного самоуправления.
Ссылка истца на п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" несостоятельна, т.к. полномочия органов местного самоуправления, указанные в данной норме, относятся к регулированию в отношении организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, но не теплоснабжения (ч. 3 ст. 5 того же закона).
Убытки товарищества собственников жилья, возникшие вследствие реализации федерального закона, а именно применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, не относятся к полномочиям муниципального образования.
Также ответчик указал, что убытки в виде оплаты госпошлин и процентов за просрочку обязательства, взысканных в результате несвоевременной оплаты энергоресурсов поставщикам по другим делам, не находятся в причинно-следственной связи между действием (бездействием) органов местного самоуправления и причинением ТСЖ убытков, связанных с применением предельного уровня платежа граждан, не могут быть предметом настоящего разбирательства. Кроме того, истцом неверно определены суммы убытков от применения предельного уровня платежа граждан.
По мнению ответчика, федеральным законодательством не предусмотрена само право (обязанность) устанавливать самостоятельные тарифы на коммунальные услуги для граждан. Регулирование тарифов производится только в отношении поставщиков энергоресурсов. Данное положение подтверждается регулирующим органом субъекта РФ.
Постановлением правительства Свердловской области от 25.04.2007 N 361-ПП утвержден разъясняющий документ - "Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами". Согласно п. 4 данного Порядка размер платы граждан за коммунальные услуги не должен быть ниже минимальных и (или) выше максимальных индексов, устанавливаемых Региональной энергетической комиссией Свердловской области для каждого муниципального образования в Свердловской области на соответствующий период регулирования.
Согласно п. 6 Порядка пересмотра платы определение индекса изменения размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги осуществляется путем сравнения суммарного размера платы граждан за коммунальные услуги, установленной на текущий финансовый год, начисляемой в расчете на 1 человека, занимающего 18 квадратных метров общей площади жилья, по действовавшим нормативам потребления соответствующих услуг (при отсутствии приборов учета) на конец предшествующего финансового года, с суммарным размером платы граждан за коммунальные услуги при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг в конце предшествующего финансового года.
Убытки возникают именно от начисления платы гражданам за коммунальные услуги по предельным индексам, уменьшающим размер платы, рассчитанный по нормативам, при определении платы за коммунальные услуги применяются тарифы поставщиков, установление тарифов для граждан федеральным законодательством не предусмотрено в принципе, органы местного самоуправления не устанавливают тарифы на тепловую энергию, не устанавливают размер изменения платы за коммунальные услуги, но обязаны приводить размер платы в соответствие с действующими индексами.
Министерство финансов Свердловской области в судебное заседание также представило отзыв, в котором указало, что с учетом положений действующего законодательства у ТСЖ не могут возникать убытки, вследствие разницы в тарифах. Также ответчик указало на неправомерные бездействия органов местного самоуправления. По мнению ответчика, размер убытков не подтвержден. Также ответчик указал, что требования о применении солидарной ответственности неправомерны, поскольку организация оказания коммунальных услуг относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Третьи лица, РЭК Свердловской области, ОАО "ТКК-9", в судебное заседание также представили пояснения относительно заявленных требований.
В судебном заседании истцом, в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявлено ходатайство об увеличении исковых требований, а именно, истец просит взыскать с ответчика 508577 руб. 57 коп., в том числе 308529 руб. 68 коп. убытков за 2006 г., 200047 руб. 89 коп. убытков за 2007 г. Рассмотрев заявлено ходатайство, суд счел его подлежащим удовлетворению на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В связи с невозможностью рассмотрения дела в судебном заседании объявлен перерыв до 24.11.2009 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев требования истца, суд полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом и ОАО "РЖД" заключены договоры N 131/НОДЮ-949 от 01.01.2006 г. и N 5-э/НОДЮ-5365 от 01.07.2006 г. на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод. Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-28991/2007-С2 от 04.02.2008 г. с Товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21-23" в пользу взыскано Открытого акционерного общества "РЖД" в лице Структурного подразделения Свердловской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения, Свердловского отделения, Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 257944 руб. 99 коп.
По указанным договорам также решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-21791/2009-С11 от 13.08.2009 г. взысканы проценты в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения Свердловской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения, Свердловского отделения, Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в сумме 21373 руб. 97 коп., а также 854 руб. 96 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
Кроме того, между ОАО "ТГК-9" и ТСЖ "Челюскинцев 21-23" заключен договор энергоснабжения N 11736-С/1Т от 01.06.2006 г. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2009 г. по делу N А60-24147/2008-С1 с Товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21-23" в пользу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" взыскан долг в размере 88432 руб. 60 коп., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 3068 руб. 95 коп.
Как следует из материалов дела, между истцом и ОАО "РЖД" подписаны договоры на бесперебойную транспортировку тепловой энергии в виде горячей воды от 13.03.2007 г. N 5э/НОДЮ-466/07 и на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод от 01.01.2006 г. N 131нодю949.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2008 г. N А60-24043/2008-С3 с товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21-23" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения Свердловской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Свердловского отделения Свердловской железной дороги взыскан долг в сумме 89212 руб. 98 коп.
В 2006 г.-2007 гг. Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21-23" понесло выпадающие доходы в результате применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), утвержденного постановлениями Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга" , N 579 от 27.06.2006 г. "О внесении изменений в постановление Главы Екатеринбурга N 1276 от 23.12.2005 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещения г. Екатеринбурга".
Во исполнение Закона РФ N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" 16.06.2006 г. Главой г. Екатеринбурга было принято Постановление N 537 "О порядке возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению".
Во исполнение Постановления N 537 был утвержден порядок возмещения убытков (приложение N 1 к постановлению). В соответствии с главами 2, 3, 4 Порядка возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению) убытки организаций, оказывающих услуги по тепло- и водоснабжению гражданам, образовавшиеся от применения предельного максимального уровня оплаты гражданами услуг по тепло- и водоснабжению (отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению), подлежащие возмещению из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", определяются суммарно по всем энергоснабжаюшим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению. Убытки рассчитываются как сумма превышения фактических расходов организаций по счетам-фактурам в пределах нормативного потребления услуг над начислением оплаты по всем лицевым счетам граждан, по которым организация производит начисление с применением предельного максимального уровня оплаты коммунальных услуг.
Основанием для перечисления средств являются заявки управляющих организаций и сводная заявка УЖКХ Администрации города Екатеринбурга в соответствии с приложением N 1.
К заявке управляющей организации прилагаются как обязательные следующие документы:
- расчет суммы убытков по зоне каждого поставщика теплоэнергии, водоснабжения, водоотведения (приложение N 2);
- копия справки ЕМУП "ЕРЦ" о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты (при наличии договора с ЕМУП "ЕРЦ");
- справка о произведенном за отчетный период полном начислении населению оплаты данных услуг с учетом предельного уровня оплаты за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенная печатью (при начислении платежей управляющей организацией самостоятельно);
- копии счетов-фактур энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению за отчетный период.
Расчет и заявка составляются нарастающим итогом и представляются в УЖКХ Администрации города Екатеринбурга не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Указанные документы были сданы истцом в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга 30.10.2006 г., 29.03.2007 г., что ответчик не оспаривает.
Возмещение убытков при начислении населению платы за коммунальные услуги в пределах установленного предельного максимального уровня оплаты производится с лицевого счета УЖКХ Администрации города Екатеринбурга на расчетные счета энергоснабжающим организациям и организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению. УЖКХ Администрации города Екатеринбурга осуществляет проверку заявок организаций на возмещение убытков из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург".
Комитет по экономике проверяет обоснованность тарифов энергоснабжающих организаций и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, выставляемых в заявках на финансирование убытков при начислении платы за коммунальные услуги гражданам с учетом предельного максимального уровня оплаты.
Расчеты управляющих организаций и сводная заявка представляются УЖКХ Администрации города в Финансово-бюджетное управление в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и Комитет по экономике.
Таким образом, порядок выполнения названного постановления (в части представления в УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга документации, необходимой для перечисления денежных средств) истцом был соблюден.
Расчет убытков составлен истцом на основании первичной документации, представленной в материалы дела, которая в том числе подтверждает выполнение истцом обязательств по оплате перед поставщиком и транспортирующей организацией услуг - ОАО "ТГК-9", ОАО "РЖД".
Убытки истца возникли в результате применения предельного максимального уровня оплаты услуг тепло и водоснабжения (убытки, связанные с разницей в тарифах, установленных для населения и управляющих организаций, приобретающих ресурсы у первоначальных поставщиков). Стоимость энергоресурсов по указанным тарифам, а также процентов за пользование денежными средствами, взыскана решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-24147/2008-С1 от 27.01.2009 г., N А60-28991/2007-С2 от 04.02.2008 г., N А60-21791/2009-С11 от 13.08.2009 г., N А60-24043/2008-С3 от 29.12.2008 г.
Согласно представленному истцом расчету, заявленная сумма невозмещенных ответчиком убытков составила 508577 руб. 57 коп. Вместе с тем, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению частично: в сумме 191972 руб. 56 коп. за 2006 г., и в сумме 197366 руб. 27 коп. за 2007 г.
Что касается непосредственно расчета убытков истца при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами коммунальных услуг: из расчета исключена сумма, составляющая разницу между начислениями, произведенными ОАО "ТГК-9" в 2006 г. в отношении объемов отпущенной в адрес истца тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, произведенное на основании договора по Методике N 105, и начислениями, произведенными населению, проживающему в домах, находящихся в управлении ответчика, на основании нормативов.
Возмещение сверхнорамативного количество тепловой энергии (начисленного не по нормативам для населения) не предусмотрено порядком, установленным Постановления N 537. В соответствии с п. 2 Порядка возмещения убытков управляющих организаций при применении предельного максимального уровня оплаты гражданами коммунальных услуг, убытки рассчитываются как сумма превышения фактических расходов организаций по счетам-фактурам в пределах нормативного потребления услуг над начислением оплаты по всем лицевым счетам граждан, по которым организация производит начисление с применением предельного максимального уровня оплаты коммунальных услуг.
Таким образом, установленным порядком не предусмотрено возмещение убытков управляющих организаций, связанных с оплатой ресурсоснабжающим организациям объемов тепловой энергии, определенных расчетным методом.
Требования о взыскании государственной пошлины, взысканной на основании указанных решений Арбитражного суда Свердловской области, а также процентов за пользование денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса РФ, удовлетворению не подлежат, поскольку данные расходы понесены истцом не в связи с неправомерными действиями ответчика.
Согласно ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Суд полагает, что убытки в размере 389338 руб. 83 коп. причинены истцу в результате неправомерного бездействия УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга как главного распорядителя средств местного бюджета, не исполнившего надлежащим образом возложенную на него постановлениям Главы г. Екатеринбурга N 537 от 16.06.2006 г. обязанность по возмещению убытков управляющей организации при применении предельного максимального уровня оплаты гражданам услуг по тепло и водоснабжению.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ, а также пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных в результате (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Таким образом, убытки в размере 389338 руб. 83 коп, причиненные ТСЖ "Челюскинцев 21-23" неправомерными действиями (бездействием) УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, подлежат взысканию с муниципального образования г. Екатеринбург в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга как с администратора данных расходов за счет казны муниципального образования г. Екатеринбург.
Оснований для привлечения к солидарной ответственности Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области арбитражным судом не установлено.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице УЖКХ Администрации г. Екатеринбург за счет казны Муниципального образования "город Екатеринбург" в пользу Товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21-23" 389338 (триста восемьдесят девять тысяч триста тридцать восемь) рублей 83 копеек убытков, 7199 (семь тысяч сто девяносто девять) рублей 52 копейки в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21-23" в доход федерального бюджета 2716 (две тысячи семьсот шестнадцать) рублей 35 копеек государственной пошлины.
В остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении иска к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 1 декабря 2009 г. N А60-43739/2009-С2
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника