Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 декабря 2009 г. N Ф09-9996/09-С2
Дело N А60-21214/2009-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Кангина А.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2009 по делу N А60-21214/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Титусова С.А. (доверенность от 21.09.2009 N 15);
муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" муниципального образования г. Асбест (далее - предприятие, налогоплательщик) - Ваулин Д.А. (доверенность от 26.01.2009).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1465634 руб.
Решением суда от 04.08.2009 (судья Классен Н.М.) заявленные требования предприятия удовлетворены. Кроме того, в пользу предприятия с инспекции взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 18828 руб. 17 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 (судьи Сафонова С.Н., Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на то, что право на возврат из бюджета излишне уплаченной суммы налога предприятием утрачено, поскольку заявления о возврате суммы поданы в инспекцию по истечении срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Кроме того, инспекция полагает неправомерным взыскание в пользу предприятия судебных расходов по уплате государственной пошлины, ссылаясь на необоснованное неприменение судом положений п. 1 ст. 333.37 Кодекса, действующей в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ.
Предприятие представило отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела, НДС в сумме 1465634 руб. был начислен предприятием и уплачен в бюджет вследствие включения в налоговую базу по НДС за август, сентябрь, октябрь 2003 г. сумм дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации населению жилищно-коммунальных услуг, в том числе при реализации указанных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам.
В 2006 г. главным распорядителем бюджетных средств Муниципального образования город Асбест проведена проверка использования предприятием бюджетного финансирования, целью которой являлся анализ правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных из муниципального бюджета в связи с осуществлением предприятием деятельности в сфере обеспечения населения Муниципального образования город Асбест услугами теплоснабжения.
Актом от 07.07.2006, составленным по результатам проверки, установлено необоснованное включение предприятием сумм дотаций в налоговую базу по НДС.
Учитывая результаты указанной проверки, 19.09.2008 и 07.10.2008 предприятие представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за август, сентябрь, октябрь 2003 г., исключив суммы дотаций из налоговой базы за указанные налоговые периоды после чего обратилось в инспекцию с заявлениями от 25.11.2008 и 21.01.2009 о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в заявленной сумме.
Решениями от 14.01.2009 N 11-32/17, 11-32/18, 11-32/19, вынесенными по результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций, налоговый орган признал факт наличия у предприятия переплаты по НДС, связанной с завышением налоговой базы за август, сентябрь, октябрь 2003 г. на суммы дотационных поступлений, но при этом отказал в удовлетворении заявлений о возврате излишне уплаченного налога со ссылкой на допущенный предприятием пропуск срока на подачу заявлений о возврате излишне уплаченного налога, установленного п. 7 ст. 78 Кодекса.
Суды обеих инстанций признали неправомерным отказ налогового органа, посчитав его не соответствующим положениям ст. 78 Кодекса и фактическим обстоятельствам дела.
Подпункт 5 п. 1 ст. 21 Кодекса устанавливает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов, при этом подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса предусматривает корреспондирующую указанному праву обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов.
Статья 78 Кодекса регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченных налогов и пеней, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Судами обеих инстанций, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлен факт возникновения у предприятия переплаты, подлежащей возврату из бюджета в порядке предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Таким образом, вывод судов обеих инстанций о наличии у предприятия права на возврат из бюджета излишне уплаченного налога является обоснованным.
Довод инспекции о том, что заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога подано в инспекцию по истечении срока, установленного п. 7 ст. 78 Кодекса, правомерно не принят судами, поскольку данное правило не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что о наличии переплаты налогоплательщику стало известно с момента получения информации, изложенной в акте от 07.07.2006, составленном по результатам проверки использования предприятием бюджетного финансирования главным распорядителем бюджетных средств Муниципального образования город Асбест и срок давности обращения в суд предприятием не пропущен.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины взысканы с инспекции в пользу предприятия также правомерно по следующим основаниям.
В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, учитывая изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, следует признать, что с 01.01.2007 в случае принятия арбитражным судом судебного акта по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа в пользу заявителя подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным расходы, понесенные заявителем (подателем жалобы) на оплату государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
Ссылка инспекции на изменения, внесенные в п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку указанной нормой вопросы распределения судебных расходов, понесенных стороной по делу в связи с оплатой государственной пошлины, не регламентированы.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2009 по делу N А60-21214/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
По мнению налогового органа, право на возврат из бюджета излишне уплаченной суммы НДС предприятием утрачено, поскольку заявления о возврате суммы поданы в налоговый орган по истечении срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
По мнению суда, в данном случае налогоплательщик имеет право на возврат переплаты НДС.
Суд установил, что НДС был начислен предприятием и уплачен в бюджет вследствие включения в налоговую базу по НДС сумм дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации населению жилищно-коммунальных услуг, в том числе при реализации указанных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам.
Актом проверки использования предприятием бюджетного финансирования, проведенной главным распорядителем бюджетных средств (муниципальным образованием) установлено необоснованное включение предприятием сумм дотаций в налоговую базу по НДС.
В связи с этим предприятие представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за соответствующий период, исключив суммы дотаций из налоговой базы, после чего обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в заявленной сумме.
Пункт 7 ст. 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного в нем срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2009 г. N Ф09-9996/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника