Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 декабря 2009 г. N Ф09-9233/09-С2
Дело N А07-8880/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Юртаевой Т.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2009 по делу N А07-8880/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Кильметова Г.Н. (доверенность от 04.02.2009 N 08-08).
Индивидуальный предприниматель Иванов Павел Юрьевич (далее - предприниматель), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 22.01.2009 N 4 в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 121238 руб. 13 коп.
Оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки на основании выводов налогового органа о том, что предприниматель, применяя в проверяемый период упрощенную систему налогообложения, предъявлял покупателю счета-фактуры с выделенными суммами НДС и в нарушение п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не исчислил и не уплатил его в бюджет.
Решением суда от 30.06.2009 (судья Боброва С.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций установив, что НДС в счетах-фактурах, выставленных предпринимателем контрагенту, не увеличивал стоимость товарно-материальных ценностей, а был ошибочно выделен отдельной строкой, в связи с чем ранее выставленные счета-фактуры с выделенной суммой НДС заменены на новые без указания НДС, удовлетворили заявленные требования.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Согласно п. 3 ст. 346.11 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Судами на основании представленных в материалы дела документов, в частности договоров о предоставлении услуг по приобретению горюче-смазочных материалов, платежных поручений, установлено, что товар реализовывался по цене, указанной в договорах без учета НДС. НДС, указанный в счетах-фактурах, выставленных предпринимателем контрагенту - обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный отдел-7", не увеличивал стоимость товарно-материальных ценностей на сумму НДС, а лишь ошибочно выделялся отдельной строкой.
Выставленные предпринимателем счета-фактуры с выделением в них спорной суммы НДС покупателю заменены на новые без указания налога.
Помимо изложенного, судами обоснованно принято во внимание направление предпринимателем в адрес контрагента письма от 23.04.2009 N 11 с уведомлением о допущенной ошибке и проведение им исправительных записей в журнале учета полученных счетов-фактур. Кроме того, из материалов дела усматривается, что обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный отдел-7" суммы НДС, ошибочно выделенные предпринимателем, не принимались к вычету, в связи с применением им упрощенной системы налогообложения.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что внесение исправлений в счета-фактуры, в том числе путем их замены не противоречит положениям ст. 168, 169 Кодекса, п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для начисления НДС в указанной сумме.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе по данному эпизоду, не опровергают выводы судов. Иные доводы, свидетельствующие о нарушении судами норм материального либо процессуального права в ходе рассмотрения дела и принятия судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2009 по делу N А07-8880/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
По мнению налогового органа, предприниматель, применяя в проверяемый период УСН, предъявлял покупателю счета-фактуры с выделенными суммами НДС и в нарушение п. 5 ст. 173 НК РФ не исчислил и не уплатил его в бюджет.
По мнению суда, в данном случае доначисление налоговым органом НДС необоснованно.
Суд установил, что НДС в счетах-фактурах, выставленных предпринимателем контрагенту, не увеличивал стоимость товарно-материальных ценностей, а был ошибочно выделен отдельной строкой, в связи с чем ранее выставленные счета-фактуры с выделенной суммой НДС были заменены на новые без указания НДС.
Суд принял во внимание направление предпринимателем в адрес контрагента письма с уведомлением о допущенной ошибке и проведение им исправительных записей в журнале учета полученных счетов-фактур.
Кроме того, контрагентом суммы НДС, ошибочно выделенные предпринимателем, не принимались к вычету в связи с применением им УСН.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что внесение исправлений в счета-фактуры, в том числе путем их замены не противоречит положениям ст. 168, 169 НК РФ, п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для начисления НДС.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2009 г. N Ф09-9233/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника